Юрий Рошка: «Не считаю Филата, Воронина, Лупу своими врагами. Но иногда с ними не соглашаюсь»
08.06.2010
Большевизм АЕИ
– Юрий, вы обладаете самым большим политическим стажем. На покой собираетесь или ещё поборетесь?
– 3 июня нашей партии исполнилось 22 года. Считаю себя играющим тренером и ещё как собираемся наследить.
– Судьба отбирает у вас любимую мужскую игрушку под названием «политика». Однако ни следа депрессии на вашем лице. Гениальная актёрская игра? Ведь многие «эксы» психологически ломаются.– Ломаются, правда. Люди, побывавшие в должности полчаса или несколько лет, никак потом не могут выйти из синдрома потери социальной значимости. Считаю себя достаточно воспитанным для того, чтобы не испытывать головокружение, сидя в кресле начальника, или разочарование, когда перестаю им быть. Был депутатом четырех созывов и ещё буду, чтобы положительно влиять на процессы в обществе.
– Вы распространили информацию через СМИ о том, что Филат предал своих соратников, и обвиняете правящие партии. Почему только сейчас и какими доказательствами располагаете?
– Я часто критиковал нынешнего премьера, но не помню, чтобы говорил, будто он предал. Вообще-то Филата я по двум поводам критиковал: его деятельность в качестве бизнесмена, а затем госдеятеля лет 10-12 назад. Это было связано с тем, что называется контрабандой и коррупцией. Я был вынужден это делать, так как меня назначили главой антикоррупционной программы в правительстве.
Кроме того, я остаюсь критиком тех людей, которые организовали погром 7 апреля. Говорю об этом спокойнее, чем другие, потому что сам много раз устраивал митинги, но никогда не переходил черту легальности.
Мы рискуем никогда не узнать правду о 7 апреля в полном объёме до тех пор, пока люди, участвовавшие в нем, не предстанут перед следственными органами. Хотя лучшим способом выхода из этой национальной трагедии считаю всеобщее примирение.
Нынешний правящий Альянс с психологической точки зрения мало чем отличается от большевиков 20-30 гг., так как считают, что те, кто с ними не согласен – враги. Пытаются уничтожить компартию, связать её по рукам и ногам. Это неверно, хоть я и далёк от коммунистических взглядов. Эту партию стоит рассматривать как социального партнёра. А г-н Филат и г-н Гимпу смотрят на своих политических оппонентов как на врагов, которых нужно выдавить с политической поля. Это – неправильно.
– В своё время вы обвинили Россию в погромах. А Воронин – Румынию.
– Отвечу по-соломоновски: все правы. Действительно, у нас с Ворониным были критические взгляды на те события, но с диаметрально противоположной оценкой: кто всё это затеял? Думаю, очень легко юридически доказать прямое вмешательство нынешней власти в организацию тех погромов.
Особых доказательств вины кого-то из зарубежных партнёров найти трудно. Прокуратура абсолютно неспособна что-либо сделать, она находится в состоянии паралича. И комиссия Нагачевского себя скомпроментировала.
Может быть, я тогда ошибся. Это была моя интерпретация, когда было понятно, что Альянс «Наша Молдова», руководимый Урекяном, вызывал определённые симпатии в Москве.
– Есть мнение, что Филат – один из ваших основных конкурентов на будущих выборах. Какие заготовки прорабатываете?
– Филат и его партия довольно хорошо закреплены на данный момент. Но никоим образом не считаю его главным оппонентом.
У ХДНП избиратели очень разные. Проблема политического класса Молдовы в том, что одни свои надежды связывают только с Москвой, другие – с Бухарестом. Такие игры опасны для интересов республики. Нужно сгармонизировать интересы Молдовы, России и Румынии и подружиться с Украиной, не становясь при этом инструментами внешней политики той или иной страны.
Мы сейчас, как в тисках. С одной стороны – западное сообщество, НАТО и ЕС. С другой – Россия, которая находится в стратегическом партнёрстве с Украиной. Иногда интересы западного сообщества и России совпадают, чаще - нет.
Мы, политики, иногда передёргиваем и по-человечески ошибаемся. Но мы всегда можем договориться. Не считаю Филата, Воронина, Лупу своими врагами. Но иногда с ними не соглашаюсь.
Меня не волнует, что Воронин ругается с Гимпу. Но эти распри напрямую способствует экономической отсталости моей страны, и мне это неприятно.
«Молодым был глупее»
– Вы обвинили АЕИ, что они являются своеобразными политиками революционных позиций. А раньше фактически сами были таковым. Поменялись взгляды, методы или изменилась сама политика?
– 20 лет назад я был гораздо глупее, чем сейчас. Считаю, что максимализм для молодого человека естественен.
Я был среди тех, кто ратовал за госязык и латиницу. Русскоязычные сограждане думали, что мы – против них. Но это было не так. Просто национальное возрождение немножко накалило межнациональные отношения. Но, слава Богу, как-то улеглось.
Я изменился во многом. Отмел максимализм, стал ценить нравственно оправданный компромисс.
– В своё время ваши сторонники сжигали портреты Путина и российский флаг. Сейчас как относитесь к этой атрибутике?
– В то время представители России пытались провести модель легализации военного присутствия и сломать Воронина, чтобы навязать т. н. Меморандум Козака. Ошибки были допущены с обеих сторон (переговоры были нетранспарентными). Может, г-н Воронин чего-то наобещал, а потом передумал. Вероятно, под давлением наших демонстраций. Нервная реакция со стороны российских партнёров говорила о том, что их ожидания были большими. В тот жаркий момент уличных демонстраций кто-то с нашей стороны и поджёг флаги России и портрет Путина. Мы просто среагировали нетактично на другую нетактичность.
При этом я абсолютно уверен в том, что нам нужны глубокие позитивные отношения с Россией. Не только с прагматической – энергетической и экономической точки зрения. Никто не отказывается от необходимости развивать партнёрские отношения с Россией. Если США и ЕС это понимают, то и мы должны. Мы для России должны быть предсказуемы.
Москва пиарит г-на Лупу, Бухарест – г-на Гимпу. Я хотел бы, чтобы власти РФ и Румынии одинаково открыто относились ко всем политическим игрокам
– В одном из интервью вы обещали, что ещё себя покажете. Как?
– Я имел в виду то, что рано меня хоронять. Сейчас олигархические партии легче пробираются наверх. В капобществе, если есть деньги – всё равно, что пиарить: ботинки, зубную пасту или политформирование. Раскрутить можно всё, что угодно. Это немножко напрягает. СМИ, особенно телевидение, способно поднять ничтожество и убить личность.
Мне не импонирует, что люди сомнительных нравственных качеств, сумевшие разбогатеть своеобразными способами, компонуют политические и медиапроекты, покупают самую ценную игрушку – респектабельность. Купить можно и проценты, и медальки, и славу, и уважение толпы. Но даже в этих условиях нравственному человеку есть, что делать в политике.
У нас уникальная ситуация. Я говорил председателю Европейкой народной партии Уилфреду Мартинсу (мы состоим в ней): «Мы самая православная страна во всей Европе. Люди разных национальностей хорошо понимают друг друга, поэтому нет напряжения в обществе. Нужно это использовать».
Знаете, что самое страшное на Западе? Добро и зло – условность. Вот сели за стол, подписали бумажку – и давай будем считать, что сегодня плохое – это хорошее. Завтра – наоборот. Принимая западную модель мироустройства, нельзя отказываться от собственной идентичности, основанной на нравственных и религиозных ценностях. Не будем попугаями.
Воспитатель – куча книг
– Вы – многодетный папа, бракоразводными скандалами свою репутацию не запятнали. Благодаря кому или чему?
– Я женился в 22 года и старше своей жены на 12 дней. Сыну сейчас – 26 лет, одной дочке – 22, другой – 12. Считаю себя счастливым отцом. Человек я непростой, времени на семью всегда не хватает. Но меня понимают и поддерживают.
Самым хорошим воспитателем для моих детей является моя библиотека. Там куча книг на румынском, русском, английском, французском.
Жду, когда мой сын женится, всё подшучиваю над ним: чё отстаёшь, я в твои годы…Он работает, старшая дочь тоже и учится одновременно, на шее у меня не сидят. Младшая хорошо учится, и я этому безмерно рад. Это благодаря маме, а не папе.
– В студенческие годы много вина выпили? Или усердствовали за конспектами?
– Вина выпил много, потому что был компанейский парень. Факультет журналистики давал нам не только знания, но и свободу. Мы много читали самиздатовской литературы, Гумилёва, Цветаевой, Ахматову, Солженицына. Слушали «Голос Америки». Нынешний председатель «Телерадио-Молдова» Константин Марин преподавал курс мировой коммунистической печати. Мы учили наизусть названия газет и агентств всех стран, путались, смеялись. Марин позволял нам пересдавать зачёты десятки раз.
Факультет мне много дал.
– Вы давно позиционируете себя как политик-христианин. Что скажете в отношении введения в школу уроков православия?
– Основы православия, которые озвучил г-н Пасат и поддержал митрополит Владимир, ничего общего с религией и школой не имеют. Это – чисто политический проект. Однако религия должна преподаваться детям В Италии, Германии, Румынии в школах в обязательном порядке преподаётся «Слово Божье», а не элементы этического порядка.
Я слышал заявления министра образования, мол, это не обязательно. Он, конечно, парень позитивный, но не очень хорошо подготовлен. Речь идёт об одном-двух часах в неделю. Мы это дело несколько раз предлагали в Парламенте. К сожалению, не проходило.
Новости по теме
- Вчера, 10:41
- Вчера, 10:13
- Вчера, 09:12
- Вчера, 09:00
- Вчера, 08:40
- 15.11, 17:53
- 15.11, 17:07
- 15.11, 16:23
- 15.11, 13:23
- 15.11, 12:05
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 10:41
- Вчера, 10:13
- Вчера, 09:12
- Вчера, 09:00
- Вчера, 08:40
- 15.11, 17:53
- 15.11, 17:07
- 15.11, 16:23
- 15.11, 13:23
- 15.11, 12:05

Iuda Roşca govorit o nravstvennosti i vere Da ăto coşciunstvo s ego storonî
Ищет г-н Рошка чье мыло поднять...
а вы товарэш рошка блуд, да ище лукавитеСтолько грехов на вас а ище говоритте что верите в Бога. да ладно, Бог с вами, но нехорошо поддерживать партию, на руках которой кровь невинных молдован, сосланых в сибирь,. В результате вас наказали внуки тех, которые пострадали в 1940-1954 года и позже, когда вашa родня были в числе руководителей компартии в районном центре.в последние годы вы перестали появлятся на митингах в памяти жертв репресированних коммунистами. С чем это связанно? а ведь дети и внуки этих жертв за вас голосовали столько раз, а вы на нас положили вашу густую черную бороду, как говорил покойный дядя Шор из Калараша---Шоб ви так жили друг мой Рошка
Господин Рошка - большой любитель почесать языком и попиарить собственные взгляды на политические игры. И нынешнее интервью - лишний тому пример. Интересно, какие-такие доказательства участия в погромах 7 апреля партий, входящих в АЕИ, он имеет на руках?
Eaca si pr ...ca sa facut viu....Poate sa se ee de mina cu tatuca sa se aplece si.....