Ее величество пожелали возвыситься над законодательной, исполнительной и судебной властью

Стали обсуждать, пока не совсем внятно, очередную инициативу президента – проект закона о национальной безопасности. Но мало кто понял, о чем все-таки речь, какие главные цели пытаются власти решать в канун очередных парламентских выборов в сентябре текущего года. Что известно об этом проекте, который обсуждают в парламенте, но который при этом официально там не зарегистрирован?
В объяснительной записке к проекту от 5 мая исполнитель, некая Даниела Черный-Карп (?), указано, что над документов трудились аппарат президента, ВСБ при президенте, СИБ, минобороны, МВД и минфин.
Проект закона (исполнитель – и.о. генсекретаря аппарата президента Лилия Тону) призван учесть некие рекомендации Европейской комиссии в части консолидации национальной безопасности Республики Молдова. Потому как в ныне действующем законодательстве отсутствуют внятные распределения полномочий между органами власти.
Нет якобы даже внятных определений национальной безопасности, государственной безопасности и ряда других понятий из той же сферы. Нет достаточных (внимание) полномочий у президента и у ВСБ в части координации, мониторинга и управления всеми органами власти, участвующие в процесс обеспечения национальной безопасности.
Фактически в проекте закона в основном приведено множество непонятных в юридическом плане терминов. Например,угроза – это любые действия, события и факторы. Опасность– это состояние неопределенности вероятного материального риска. А кризис– это чрезвычайная ситуация внутреннего или внешнего характера, последствия которой на территории Республики Молдова имеют такие масштабы и интенсивность, что их невозможно контролировать или устранить с помощью имеющихся ресурсов, требующая принятия решений и институциональной координации на национальном уровне.
То есть некие определения литературного-обывательского, а не юридического смысла. Подобное законодательно (статья 54 закона №100/2017) определено как тавтология.
Как итог такая же тавтология и в проекте закона.
В статье 6 «сектор безопасности» отсутствует состав этого сектора. В статье 7 плавно переходят к главным функциям системы национальной безопасности. А в статье 12 сказано, что президент будет осуществлять генеральное управление деятельностью по обеспечению безопасности государства и будет, быть может, гарантировать суверенитет, независимость и территориальную целостность страны.
Для чего в статье 15 предусмотрено, что ВСБ уже вместо консультативного органа при президенте, как сейчас, станет центральным координирующим органом (пока непонятной формы власти), чьи решения будет обязательными для всех госструктур и других субъектов, в том числе граждан, причастных к национальной безопасности.
С учетом того, что президент является и руководителем ВСБ, это означает, что, согласно проекту закона, президент, в нарушение статьи 6 Конституции, возвысится над триумвиратом власти – законодательной, исполнительной и судебной властью (прокуратура, ВСМ, ВСП и генпрокуратуры).
Проект предусматривает дополнение УК статьей об уголовной ответственности – год (пока) тюрьмы для всех, кто не будут исполнять указания и требования ВСБ, то есть президента.
Авторы проекта утверждают, что подобные законы есть и в других странах, в том числе в Румынии. Врут безбожно.
Согласно румынскому закону №415/2002 о высшем совете обороны страны (CSAT), последнему приданы полномочия анализа предложенных в установленном порядке проектов. Члены совета определены законом, а не указом президента, как в нашем проекте. Премьер является заместителем председателя совета - у нас президент руководит ВСБ единолично.
В румынском совете 12 членов, у нас пока 19. В Румынии члены совета ответственны за исполнение принимаемых советом решений. У нас предлагается уголовно отвечать всем, но не президенту и/или секретарю и аппарату ВСБ.
В действующем законе №618/1995 о государственной безопасности, в статье 12 указано, что ВСБ еще пока является консультативным органом, анализирующим деятельность министерств и других центральных административных органов в области обеспечения государственной безопасности и вырабатывающим соответствующие рекомендации для президента Республики Молдова по вопросам внешней и внутренней политики.
То есть те предложения, на основании которых, согласно статье 66 Конституции, парламент с 1994 года обязан был утвердить основные направления внутренней и внешней политики государства.
Однако президенты всех времен и нынешний уже во второй каденции не предлагали парламенту основных направлений. И парламенты всех времен и нынешний однопартийный не исполнили конституционную обязанность и не утверждали основные направления внутренней и внешней политики государства.
Но это не стало препятствием для МИДа, который незаконно получает и тратит ежегодно по 520 миллионов лей на продвижении несуществующей внешней политики государства.
Знают ли об этом президент, парламент и правительство? Однозначно знают. Должны ли они ответить уголовно за незаконную тарту миллиардных бюджетных средств? Однозначно должны.
Но ведь в захваченном уже государстве никто даже не пикнет. Тем более в ожидании указанного закона о явной и окончательной узурпации власти президентом.
Способен ли народ-суверен Республики Молдова на предстоящих парламентских осенних выборах восстановить конституционную власть? И да – и нет.
Думитру БАРБАЛАТ
Новости по теме
- Вчера, 17:19
- Вчера, 07:35
- 13.05, 18:43
- 13.05, 17:59
- 13.05, 15:15
- 13.05, 14:33
- 12.05, 17:21
- 10.05, 06:00
- 08.05, 17:23
- 08.05, 14:01
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:19
- Вчера, 07:35
- 13.05, 18:43
- 13.05, 17:59
- 13.05, 15:15
- 13.05, 14:33
- 12.05, 17:21
- 10.05, 06:00
- 08.05, 17:23
- 08.05, 14:01