Политика

Пусть Розенкранц и Гильденстерн будут мертвы

14.07.2025, 14:28
{Пусть Розенкранц и Гильденстерн будут мертвы } Молдавские Ведомости

 

Молдова и Дания расширяют сотрудничество в области обороны, рассказал в интервью IPN министр обороны этой страны Троэльс Лунд Поульсен (на фото), побывавший в Кишиневе. По его мнению, в рамках нейтралитета вооружаться можно и нужно. 

Для этого европейского королевства молдаване – что-то вроде второстепенных персонажей Розенкранца и Гильденстерна в пьесе «Гамлет»: кого интересует их судьба на фоне проблем благородного принца Датского? В финале трагедии объявляют: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы!» - но это никого не задевает. Как не задевает датчан и гибель молдаван в результате политики милитаризма, которая уже приносит гробы. 

Четверо солдат и офицеров молдавской армии погибли в конце июня в Херсонской области в результате удара по полигону, где шла их подготовка, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на TГК Молдовsky. Военные, отправленные на Украину, стали жертвами договоренности между президентами Майей Санду и Владимиром Зеленским. 

На учебно-тренировочном полигоне ВСУ в районе населенного пункта Давыдов Брод проходили подготовку контрактники, из десяти солдат и офицеров четверо погибли и еще двое ранены. Родственникам выдали значительные суммы (в рюкзаках?) под подписку о неразглашении. 

Подобные командировки происходят не впервые. Первоначальная договоренность предусматривала размещение молдавских военных только в западной части Украины, но на практике это условие не соблюдалось. 

Дания предоставит РМ в течение четырех лет 7 миллионов евро на милитаризацию. Кроме того, в Копенгагене изучают возможности оказания совместной с Молдовой поддержки Украине «с особым акцентом на укрепление устойчивости РМ и ее оборонного сектора», объявил Троэльс Лунд Поульсен на пресс-конференции со своим молдавским коллегой Анатолием Носатым.  

Молдавская власть намеревается следовать совету «инвестировать больше средств в оборону, в новые возможности и начать сотрудничество в этой области с Данией», указал гость, так как «Россия активно распространяет дезинформацию и другие, я бы сказал, серьезные вещи с целью подорвать работу правительства и парламента РМ». 

Чем помогает Дания? С 1 ноября в посольстве будет работать датский военный атташе: «Это абсолютное новшество, я никогда раньше не видел ничего подобного… Мы начнем с курсов, образовательных программ и других видов подготовки, необходимых в более широком военном контексте». 

По поводу потенциала молдавской армии у Поульсена нет никаких иллюзий: «Молдова традиционно не обладает широким спектром военного потенциала…  Для создания более мощной системы обороны необходимы более крупные инвестиции». 

Очевидно, что страна никогда не создаст «мощную систему обороны». Так какова же цель? Сделать РМ  надежным партнером НАТО на «восточном фронте»? Причем за счет ее собственного бюджета, время от времени кидая подачки? 

Также в Молдову на четыре года будут командированы представители бундесвера, которые будут управлять проектами в рамках ратифицированного парламентом соглашения с Германией о поддержке развития военной инфраструктуры. Помощь Германии будет охватывать подготовку и оснащение мобильным полевым оборудованием и оборудованием для медицинских пунктов, оснащение беспилотниками и подготовку инструкторов. Построят центр техобслуживания и отремонтируют склады для хранения боеприпасов. 

Между тем есть только одно условие, при котором Европа и Молдова могут повысить расходы на оборону: если цены на энергоносители, необязательно российские, для Европы будут такие же, какими они были 20‒30 лет назад. Главный редактор аналитических портала «Евразия.Эксперт» Александр Носович считает, что только тогда Европа потянет реиндустриализацию и, следовательно, милитаризацию, обеспечив уровень расходов на оборону в 5 процентов ВВП.  

А для того, чтобы цены на энергоносители с российской стороны были такими, Европе нужно стратегическое соглашение с Россией: «Если они хотят цен, какие были 20‒30 лет назад, то им нужно договариваться с Россией о стратегических и надэкономических вещах, касающихся коллективной безопасности в Европе, новых интеграционных проектов, включающих Россию, и так далее. А поскольку сейчас единственный стратегический проект, который есть у ЕС, заключается в том, чтобы готовиться к войне с Россией, то будет ли Россия поставлять для этого свои энергоресурсы по ценам 90-х - вопрос риторический». 

Тимур ГАРАЕВ

 

Комментарии (0) Добавить комментарии