«Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?», или Индийское кино от Дабижи

25 июля в 20.00 на площади Великого национального собрания в Кишиневе бельцкий национальный театр имени Василе Александри представил спектакль «Домашняя работа» по одноименному роману Николае Дабижи, передает IPN.
Спектакль показывают в рамках выставки «Государственный террор в Советской Молдавии. Масштабы, жертвы и исполнители», организованной государственной канцелярией и министерством культуры при поддержке МВД, национального архивного агентства и железной дороги (которая принципиально не платит заплату своим сотрудникам, но при этом заставляет их таскать вагоны туда-сюда).
Два слова о сюжете книги. Учителя молдавской (у автора почему-то румынской!) литературы обвиняют в том, что он повесил в классе портрет Эминеску вместо портрета Сталина. На вопросе о том, кто на него донес, актор не зацикливается. Педагог осужден на 25 лет и попадает в лагерь.
Мария Резешу, бывшая ученица Михая Улму, отправляется в Сибирь… чтобы вернуть учителю книгу стихов Эминеску, которую он дал ей почитать в четвертом классе. Не спрашивайте, где она взяла деньги на дорогу и проездные документы – автор пренебрег тем фактом, что 40-х годах в СССР свобода передвижения была ограничена обстоятельствами предвоенного времени, был пропускной режим и существовали ограничения на поездки в определенные районы, а у крестьян в МССР в 1940 году не было паспортов.
В пути Мария в деталях разрабатывает план побега любимого человека, и, вы не поверите, ей удается его осуществить. По следу беглецов пускают волкодавов (?), и через неделю влюбленных находят.
Не спрашивайте меня, как так вышло, что Мария и Михай в дальнейшем отбывают срок вместе. Мария беременна (намек ясен - Дева Мария с Младенцем). Михай делает новорожденному татуировку. Лагерь, в котором они сидят, - «поставщик сырья для детских домов страны» и «часть политики создания нового человека».
В книге повествование ведется от имени сына Михая Улму. Мирча вырос в «детском доме-тюрьме», где ему дали имя «Иван Иванов-15-й». В возрасте трех-четырех лет он обнаруживает на руке татуировку со своим настоящим именем, а в 13 лет его забирает из детдома отец, вернувшийся из лагеря (куда его отправили вообще-то на 25 лет!).
Полное представление о таланте автора можно получить из описания внешности героя, достойного бульварных романов: «Улму был 25-летним юношей, стройного и изящного телосложения, с бледным лицом, обрамленным черными волосами, ниспадающими на плечи, освещенным карими глазами, которые от усталости от чтения казались глубже и чья печаль контрастировала с иронической улыбкой, едва наметившейся в уголке его губ, улыбкой, которая сопровождала его повсюду...».
Да это же просто вылитый Чеширский Кот, которого Дабижа сплагиатил из «Алисы в стране чудес»!
И еще один пассаж: «Он видел ее впервые (?). Но это была Она… Она, женщина, о которой он всегда мечтал, которую он ждал и искал в каждый миг своей жизни. Она была точь-в-точь как девушка из его мыслей, из его грез, из его книг. Невозможно снова встретиться с ней, снова увидеть ее и не узнать, сказал он себе. Он бы сразу узнал ее лучезарную улыбку, ее черные, как ночь, волосы, которые развевались даже при безветренной погоде (?), он бы заметил ее небесные глаза, ее бархатистый голос, ее легкую походку, больше похожую на танец, то спокойствие и безмятежность, которые отличают ее от всех женщин мира».
Видимо, у героини волосы шевелились на голове при виде зловещей улыбки Чеширского Кота, которая остается, когда он телепортируется.
Каждая глава романа сопровождается эпиграфом из Софокла,
Данте, Декарта, Руссо, Достоевского, Гельдерлина, Мальро, Уайльда и Библии, что
должно, очевидно, показать, что автор не лаптем щи хлебает. Как говорила чеховская героиня, "они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном". Биография Дабиди подтверждает, что книжки он читал. В 1975-1982 годах был секретарем комсомольской организации
союза писателей МССР, на XVIII съезде ЛКСМ был избран членом ЦК ЛКСМ, с 1978
года был членом КПСС, наслаждался премиями ЛКСМ и ВЛКСМ,
был депутатом кишиневского совета народных депутатов, членом президиума
молдавского комитета Советского фонда культуры.
«Автор учит нас, как противостоять законам коричневых и
красных сил и как сохранять достоинство, даже стоя на коленях», - пишет один из
рецензентов. И не спрашивайте, как этот певец сопротивления Советской власти умудрился сделать
такую карьеру во времена «государственного террора» и перенаправить свой поток
сознания во времена новые с их вагонами на площадях, став главным вагоновожатым
госканцелярии правительства.
Мы Гельдерлинов и Мальро не читали, и просто процитируем Маршака: «Глубокоуважаемый
вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый, во что бы то ни стало мне надо
выходить, нельзя ли у трамвала вокзай остановить?».
Олег ВОЛКОВ
Новости по теме
- 24.07, 06:13
- 23.07, 14:54
- 22.07, 06:00
- 21.07, 11:10
- 21.07, 06:00
- 19.07, 06:00
- 18.07, 17:38
- 17.07, 17:42
- 16.07, 06:23
- 12.07, 09:59
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- 24.07, 06:13
- 23.07, 14:54
- 22.07, 06:00
- 21.07, 11:10
- 21.07, 06:00
- 19.07, 06:00
- 18.07, 17:38
- 17.07, 17:42
- 16.07, 06:23
- 12.07, 09:59