Общество

Отказ от Победы над нацизмом начинается с конформизма

09.05.2025, 07:00
{Отказ от Победы над нацизмом начинается с конформизма} Молдавские Ведомости

Вы не найдете человека, который открыто оправдывал бы фашизм и нацизм, не стесняясь, прославлял бы Муссолини, Гитлера или Антонеску. Такое поведение выглядит слишком вызывающим и неприемлемым для любого европейского государства, а во многих из них за такие действия предусмотрено уголовное наказание. 

Все делается более хитро и подло. Отказ от празднования Дня Победы над гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами, переписывание учебников истории, уравнивание на одной чаше весов коммунизма и нацизма, изображение фашистских вождей в виде «исторических личностей, о которых можно сказать и хорошее, и плохое», – лишь некоторые методы из арсенала искажения истории. 

Такое поведение – оно тоже не ново для европейских политиков, историков, пропагандистов. Такое уже было в 20-40-е годы. 

Обыкновенный конформизм 

В европейской литературе и кинематографе немало произведений, в которых описывается приход к власти фашистов и нацистов через призму отдельных семей и конкретных людей. Из фильмов можно назвать «Конформист» Бернардо Бертолуччи по роману Альберто Моравиа, «Гибель богов» Лукино Висконти, «Мефисто» Иштвана Сабо, «Кабаре» с Лайзой Минелли, сериал «Вавилон-Берлин». 

В этих произведениях показано, как тоталитарные режимы подминали под себя внешне нормальных, приличных, респектабельных людей вопреки их собственным взглядам и желаниям. Многие из этих людей ненавидели и презирали Гитлера или Муссолини, считали их выскочками, какими-то недоразумениями, которые вот-вот исчезнут. 

Нам, говорили эти люди, надо как-то жить и при таком режиме, нам надо обеспечивать свои семьи, делать карьеру, сохранять свои фабрики, заводы и магазины. (Все крупные промышленники Европы работали на фашистские режимы, многие известные современные бренды шили форму, производили оружие и технику для вермахта. «Мы делаем пушки не для кайзера или фюрера, а для Германии», – говорили все эти круппы и тиссены). 

Где-то «там» в концлагерях уничтожали миллионы «неполноценных» людей, на площадях сжигали книги «неправильных» авторов, ликвидировались все политические оппоненты, но многие из тех, кто не был со всем этим согласен, предпочитали не бороться, а смириться и подстроиться. Причину такого поведения можно найти в самом названии фильма Бертолуччи – конформизм. 

Нам надо как-то выживать и идти дальше, говорили конформисты. В конце концов, оправдывались они, ведь делаются и хорошие дела: исчезла безработица, строятся автобаны, водопроводы и киностудии, проводится электрификация, развивается наука, и даже дарована независимость Ватикану. 

Конформизмом, неготовностью идти на жертвы, желанием сохранить привычный комфорт объясняется и то, с какой легкостью европейские страны одна за другой сдались и «легли» под Гитлера. Одна Брестская крепость оборонялась 32 дня. Вся Франция сдалась Гитлеру за 43 дня. В 1943 году в Париже гуляли и развлекались точно так же, как и за пять лет до этого, и не все во французской столице были рады приходу генерала де Голля. 

Из крупных государств Европы в антигитлеровскую коалицию входила только Великобритания, притом, что предшественник Уинстона Черчилля Невилл Чемберлен до последнего не оставлял надежд договориться с германским фюрером. 

Большинство европейских стран или прямо входили в состав нацистской Оси, или выступали в роли коллаборационистов и марионеток. За исключением Великобритании и антифашистских партизанских движений, против Советского Союза на стороне Германии воевала вся Европа. 

Историческая «лоботомия» 

Румынский кондукэтор Ион Антонеску признан фашистским диктатором, союзником Гитлера, соорганизатором Холокоста и военным преступником, казненным после войны. Только после разгрома нацистов в Ясско-Кишиневской операции король Михай приказал арестовать Антонеску и объявил о переходе Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, за что был награжден советским орденом «Победа». 

После окончания войны был организован Нюрнбергский трибунал над нацистскими преступниками и проведен комплекс мероприятий по денацификации. Осуждение нацизма произошло только потому, что Германия и ее союзники потерпели поражение в войне. Ценой невообразимых жертв решающий вклад в эту победу в Европе внес Советский Союз. Если представить, что такой победы не было бы, то не было бы и никакого осуждения фашизма и нацизма в Европе. 

После того, как в 1991 году СССР распался, на Западе решили, что одержали победу в другой, «холодной», войне, и могут диктовать уже свои условия России как проигравшей в этой конфронтации. Одним из последствий такого подхода стало пробуждение в Европе реваншизма и стремление пересмотреть итоги Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом. 

Сегодняшние европейцы – наследники проигравших в 1945-м – отказываются признавать СССР (Россию) победителем в той войне. Подобная историческая «лоботомия» проводится и в Молдове. 

Проеэсовские власти в Кишиневе переписывают учебники истории, оправдывают румынских союзников нацистской Германии, если и не отрицают открыто, то замалчивают участие фашистской Румынии в уничтожении сотен тысяч евреев и ромов, не признают День Победы 9 мая праздником (по действующему законодательству, этот день в Молдове признан «памятным», что звучит довольно двусмысленно), запрещают георгиевскую ленту и другие символы Победы, отказываются предоставлять центральную площадь Кишинева под колонны «Бессмертного полка» под тем предлогом, что площадь занята под мероприятия Дня Европы. 

По всей Молдове с воинскими почестями открываются кладбища румынских солдат, погибших во Вторую мировую войну. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы речь шла просто о сохранении памяти о солдатах, которые с оружием в руках выполняли приказы командования. Но эти захоронения называют «кладбищами румынских героев». На каждой могиле на мемориальном надгробии так и написано: «Здесь похоронен румынский герой». 

Возникает вопрос, а в чем проявлялся их героизм? И почему официальные власти отказываются содержать в надлежащем состоянии могилы настоящих героев, освобождавших Молдову от фашистов и нацистов? Почему в школьных учебниках все перевернуто с ног на голову: освободителей называют оккупантами, а фашистов – героями? 

Как и сто лет назад в Веймарской республике, сегодня отказ от Победы над нацизмом в Европе вообще и в Молдове в частности начинается с конформизма. 

Из-за своего конформизма многие политики попадают в ловушку. На словах они, конечно же, не поддерживают реваншизм, не отрицают Победу над фашизмом, но при этом они стыдливо замалчивают, а кто же одержал эту Победу, и представляют все так, будто она случилась как бы сама собой. 

Эти политики считают себя истинными европейцами, объявляют своей целью евроинтеграцию, а поскольку в Европе сейчас не принято признавать вклад СССР и России в Победу, участие в праздновании Победу в Молдове вступает в противоречие с «курсом на евроинтеграцию». Эти политики пытаются отсидеться в кустах, переживая, а что же о них подумают в Бухаресте, Брюсселе, Берлине или Париже. 

Желание некоторых из таких конформистов усидеть на двух стульях доводит до того, что они под какими-то нелепыми предлогами («меня не было в Кишиневе») отказываются приходить 9 мая на Мемориал «Вечность» в столице. 

Возможно, в глубине души они понимают, что поступают подло, не исключено, что их даже мучает совесть, но, как ни оправдывайся, отсутствие с их стороны простого поступка – отметить 9 мая День Победы – это уже не просто конформизм, а предательство, переход на сторону наследников проигравших. 

В финале упомянутого фильма Бертолуччи прислуживавший фашистам главный герой после того, как свергли Муссолини, вдруг записался в антифашисты и громче всех выкрикивал на улицах Рима призывы «Долой диктатуру!». Не удивит, если мы еще услышим что-то подобное и от кишиневских «европейцев», которые сегодня «стесняются» открыто праздновать День Победы. 

Дмитрий ЧУБАШЕНКО

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Пять самых известных советских военных песен
    Есть культурные явления — книги, фильмы или вот песни, которые не подвластны быстрому течению времени. Проходят десятилетия, меняются поколения, но они звучат с той же силой, вызывают ощущение все той же натянутой струны, на которую нанизаны страхи, боль, скорбь и, конечно, надежда на то, что человечество однажды сумеет жить без войн.


    Такие песни — напоминание о тех, кто не вернулся (они есть в каждой семье на русскоязычном пространстве), кто сражался, чтобы мы сегодня могли жить. Великая Отечественная война закончилась уже 80 лет назад, но каждое 9 Мая эти мелодии снова и снова возвращают нас к подвигу, который нельзя забыть.

    Катюша
    Песня была написана еще до начала войны, в 1938 году, но уже тогда всем здравомыслящим людям было понятно, в какую страшную бездну с катастрофической скоростью катится человечество, с таким трудом достигшее хрупкого равновесия после чудовищной Первой мировой войны.

    Матвей Блантер и Михаил Исаковский создали трогательную историю девушки, которая ждет любимого с фронта. Премьера состоялась в Московском театре оперетты, и песня сразу полюбилась слушателям. Когда началась война, «Катюша», конечно, зазвучала совсем по-другому — как символ надежды и верности.


    Известно, что «Катюша» поднимала боевой дух и напоминала бойцам о родном доме и любимых, которые ждали их с молитвой и надеждой. Именно от этой песни пошло народное название боевых установок реактивной артиллерии — «катюши».

    Священная война
    Когда война только началась, нужен был мощный гимн, способный сплотить страну в едином гневном порыве. И он был создан: поэт Василий Лебедев-Кумач написал строки, ставшие призывом к борьбе. Композитор Александр Александров за одну ночь написал музыку — торжественную, скорбную, суровую и грозную, как призыв к бою.

    Первым исполнителем песни стал ансамбль песни и пляски Красной армии имени Александрова. Премьера состоялась 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале в Москве. Именно в тот день первые группы солдат отправлялись на фронт, и песня прозвучала как торжественный марш — ее мощные слова сразу стали символом решимости защищать Родину. Гимн оказался настолько проникновенным и эмоционально сильным, что бойцы, уезжающие на фронт, слушали его стоя, с поднятыми головами и сжимая кулаки.


    Смуглянка
    Песня была написана еще до войны как часть оперетты «Константин Заслонов». Но настоящую популярность она обрела в 1970-х, когда прозвучала в фильме «В бой идут одни “старики”». Лирическая и озорная «Смуглянка» рассказывает о партизанке, которая воюет с врагами и покоряет сердца.


    Искрящаяся, словно молдавское вино, музыка и задорный текст сделали «Смуглянку» любимой не только на фронте, но и в мирное время. Песня напоминает о том, что даже в условиях войны люди не утрачивают человеческое тепло и способность любить, что и в суровых условиях всегда остается место для легкого юмора и флирта.

    День Победы
    Песня родилась в канун 30-летия Победы, но ее путь к слушателям был нелегким. Жюри конкурса сначала отвергло композицию, посчитав чересчур официальной и маршевой, да и вообще тематика вроде была не слишком актуальной. Однако Лев Лещенко рискнул исполнить ее на праздничном концерте — и зрительный зал взорвался аплодисментами.



    «День Победы» — это гимн памяти, гордости и радости одновременно. Он отражает контраст между счастьем освобождения и болью потерь, что делает композицию такой сильной и проникающей в сердце. Уже не одно десятилетие эта песня звучит на всех парадах 9 Мая, объединяя поколения.

    Журавли
    Когда поэт Расул Гамзатов посетил Хиросиму и узнал историю девочки Садако, складывавшей журавликов из бумаги, его поразила мысль о хрупкости жизни. Так родились строки о солдатах, чьи души превратились в белых журавлей. Ян Френкель написал к ним пронизывающую мелодию.


    «Журавли» — это гимн павшим героям. Образ летящих в небе журавлей — символ душ тех, кто не вернулся. Песня звучит как реквием и всегда вызывает глубокое эмоциональное потрясение. Она учит помнить не только победы, но и трагедии войны.

    Почему эти песни нужно слушать сейчас
    Прошло уже 80 лет с окончания войны, и живых свидетелей одной из величайших трагедий в истории остается все меньше, а скоро они исчезнут вовсе, как бы ни было больно это признавать. Но эти песни не дают забыть, какой ценой была завоевана свобода, и напоминают о том, что надо беречь мир. Звучит тривиально, но это то, что нам всем действительно очень нужно, когда читать новости становится совсем невыносимо.

  • x

    День Победы — десятки тысяч людей, День Европы — 5 человек: И стоило власти ПАС забирать под свой праздник центральную площадь Кишинева?!
    Правительство ПАС пыталось сделать все, чтобы испортить народу Молдовы День Победы — не получилось.


    А помните, как сильно власти ПАС вцепились в главную площадь Кишинева?

    Мол, не надо туда допускать тех, кто пришёл стартовать в Марше Победы.

    Мол, столпотворение будет из-за тех, кто придёт на День Европы.

    И вот, 9 мая 2025 года.

    Отвоеванная властями Площадь Великого Национального собрания — пустая.

    Безлюдная.

    Откроют свой День Европы только в 12.00, пока никого не пускают.

    И к чему был сыр-бор?

    А в это время тысячи людей собираются на отрезке улиц Бэнулеску-Бодони и Штефана чел Маре, чтобы принять участие в Марше Бессмертного полка.

    ЖОС - МАЙЮ САНДУ !!!

  • x

    Теперь поняли какую глупость мы натворили, избрав ПАС в качестве главного руководителя страны? Такие чудеса даже Народный фронт не творил в Молдове. Срочно нужно исправлять эту ошибку и избрать нормальную власть, только не Европейскую.