Почему к Евгении Гуцул неприменима презумпция невиновности?

Обвинение просит для башкана Гагаузии Евгении Гуцул к 9 лет лишения свободы и 8 – для Светланы Попан с поражением в правах на 5 лет и конфискацией сумм, указанные в обвинительном акте. Сохраняется арест имущества для возмещения ущерба. Говорят о риске побега двух женщин. Приговор будет оглашен 5 августа.
Бывших секретарей партии «Шор» судят по статье УК РМ о нарушении порядка управления финансами партий за участие в незаконных схемах финансирования партии «Шор» в 2019-2022 годах. Следствие утверждает, что Гуцул и Попан якобы получали и перевозили наличные из России: 42,5 миллиона лей в случае Гуцул и 9,75 миллиона - в случае Попан.
По версии прокуратуры, Гуцул якобы координировала деятельность офисов партии и отвечала за выплаты участникам протестов, а Попан, секретарь главного офиса в Кишиневе, якобы получила 10 миллионов лей для раздачи в конвертах. Гуцул также обвиняют в незаконном финансировании выборов башкана – сумма в 370 тысяч лей.
Глава автономии заявила, что обвинение не доказало ее вину и попросила «отменить это дело» как «мать двоих детей, старшему сыну исполнится 16 лет, младшему три года»: Я ни лея не привозила в страну. Никаких доказательств нет. Ни одно обвинение не доказано. Прошение о заключении под стражу бесчеловечно, незаконно».
Ранее Гуцул заявила, что «подконтрольные PAS силовики» неоднократно предлагали ей сделку в обмен на отказ от должности башкана и выезд из страны.
Сумма ущерба в 40 миллионов лей, которую хотят взыскать, взята с потолка, никаких экспертиз не проводили, утверждает защита. Запрошенный срок в 9 лет «выходит за рамки демократии». Других обвиняемых перевели в статус свидетелей за нужные показания. Нарушения на этапе уголовного преследования и в суде: искажали факты, приписывали свидетелям показания, которых они не давали, некоторые никогда не видели Гуцул.
Адвокат Сергей Морару заявил, что большой массив представленных защитой материалов даже не рассматривался в суде, большая часть улик была изъята, остальные лишь частично исследованы, телефоны обвиняемых не вынули из запечатанных конвертов и не изучили.
В обвинительном акте перечислены вещественные доказательства, которые суд отказался исследовать. Адвокат Наталья Байрам напомнила, что статья 378 УПК запрещает ссылаться на такие доказательства.
Политики, эксперты, избиратели башкана осуждают происходящее.
«Суд отклонял ходатайства защиты, не давая шанса, - комментирует ТГК MoldovaPolitics. - Судья несколько раз едва не уснула. Прокуроры вели себя высокомерно как исполнители чужой воли. Родных не пускали на заседания, у дома Гуцул дежурят силовики в гражданском, нагнетая атмосферу страха».
Бывший министр юстиции Станислав Павловский: «Гуцул отрицает вину, убедительных доказательств в деле нет, выносить приговор без оснований недопустимо».
Архиепископ Бельцкий и Фалештский Маркелл: «Я не юрист, но как пастырь и гражданин чувствую несправедливость. Обвинения неубедительны, есть ощущение, что ее обвиняют в том, чего она попросту не совершала».
Мать башкана Анна Буюклы: «Насильников выпускают, а ее хотят посадить на 9 лет. Она столько помогала людям! Ее просто убирают, потому что она им поперек горла».
Экс-премьер Влад Филат: «Приговор Евгении Гуцул - месть власти за собственную несостоятельность… «Правильные» прокуроры требуют 9 лет тюрьмы. «Правильные» судьи могут в угоду президенту вынести еще более жестокий приговор матери двух детей, которую не удалось запугать и сломить».
Советник главы Гагаузии и общественный деятель Михаил Влах: «Процесс ликвидации Гагаузской автономии запущен при поддержке западных покровителей».
Крупнейшие СМИ Турции - Yeni Mesaj, Halk Tv, Gugarhaber, Medyabar, Yurtgazetesi, TV5.Com.Tr - пишут о деле как о политическом: «Гагаузия образована при поддержке Турции, башкан была задержана в аэропорту перед ее рабочей поездкой в Стамбул»… «Власти предложили главе Гагаузии закрыть дело в обмен на ее отставку»… «Десятки томов материалов следствия не изучены, доказательства не предоставлены». Издание Karar призывает международные правозащитные организации, СМИ и демократические институты осудить подрыв демократических ценностей в Молдове.
Приговор Евгении Гуцул в итоге отложили. Что это – техническая пауза или политический торг? Чего хотят власти?
«Я как бывший судья не могу понять, чем руководствовался прокурор, когда просил по такому делу и в отношении такой подсудимой аж 9 лет, - пишет наш читатель. - Даже если вина доказана, такое преступление не относится к тяжким, последствий негативных для общества нет, народ оказал доверие и избрал ее. Подсудимая имеет семью, двоих детей, других преступлений не совершала. Максимум, что я мог назначить, - 2 года условно. 9 лет - это месть и желание угодить».
Мы не раз видели, как судьи благоволили убийцам, наркоторговцам, членам ОПГ. Вспомним вопиющий случай Сорина Плешки, сына Нае-Симиона Плешки, депутата ЛДПМ, примкнувшего к ДПМ. Сотрудник пограничной полиции 7 марта 2016 года застрелил из пистолета старшего брата и скрылся, его вина была доказана – но в мае ГП прекратила уголовное преследование «на основании заявления родителей жертвы». А уже 20 января 2017 года Сорин Плешка стал третьим секретарем посольства РМ в Турции.
Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Сегодня, 14:52
- Сегодня, 14:46
- Сегодня, 13:41
- Сегодня, 08:24
- Сегодня, 07:50
- Вчера, 16:32
- Вчера, 15:10
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:43
- Вчера, 13:56
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:52
- Сегодня, 14:46
- Сегодня, 13:41
- Сегодня, 08:24
- Сегодня, 07:50
- Вчера, 16:32
- Вчера, 15:10
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:43
- Вчера, 13:56