Общество

Как умирают паровозы

01.07.2009, 06:58
{Как умирают паровозы} Молдавские Ведомости
Железнодорожное кладбищеСтанция Берешты на железнодорожной ветке Унгены-Бельцы была крупнейшей базой запаса на территории страны. Такой же резерв создали и в Кайнарах. Паровозы на случай войны держали и на станции Ларга, но их перегнали куда-то на Урал еще в советское время.

Сначала пытался искать паровозы на станции Унгены. Работник вокзала сказал, что остался всего один паровоз, неопределенно махнув в сторону Кишинева.

Что ж, взгляну хотя бы на один и я отправился на поиски локомотива по заросшим бурьяном путям. Унгены – станция приграничная, местный вокзал со статусом международного. Но тишина здесь патриархальная. Стоят нагретые солнцем грузовые вагоны, порхают бабочки, пахнет нагретая солнцем трава, но паровоза нет. Моим спасением и источником информации стали мужчина и женщина в оранжевых спецовках. С ведрами и швабрами в руках, пересекая пути, они шли наводить чистоту в пригородном дизель-поезде. "Да, - сказал мужчина, - есть паровоз - черный, только не здесь, а на станции Берешты, за газонаполнительной станцией. И объяснил, как туда добраться: "Садитесь на четвертую маршрутку, когда она за городом выедет на трассу, выходите. Перейдете дорогу, пройдете железнодорожный переезд, а там метров 500 до газонаполнительной станции - за ней уже видны старые поезда и вагоны".

Вроде бы доехал правильно. Пожилой пастух, поивший у железнодорожного переезда колодезной водой корову, подтвердил, что я иду правильно. "Только, кажется, нет там паровозов - разобрали на металл несколько лет назад", - сказал он.

База запаса представляет удручающее зрелище: на ум приходит только одно сравнение - кладбище, потому и пришла на ум Боливия. Я прошел по грунтовой дороге вдоль путей метров двадцать. Вокруг ни души. Только старые вагоны, зарастающие кустами акации: разбитые окна, матовая зеленая краска, облезающая от старости - как следы погибшей цивилизации.

Побоявшись собак, не пошел дальше. За мной от переезда трусила одна, небольшая, серая, лохматая. Она спала в придорожной траве и, заметив меня, подняла голову, уставившись черными сонными глазками. Цапнуть не пыталась - только шла на расстоянии. Ну, а если среди травы, деревьев и кустов базы запаса их окажется еще десяток? Поодиночке - скромные, ласковые собачки, но если соберутся в стаю, то берегись! Да и небо угрожало дождем.

Над Румынией копила грозовые силы иссиня-черная туча. Она примерно час неподвижно висела за Прутом, пока я фотографировал старые вагоны, а потом двинулась на Унгены, напоминая о себе глухим рокотом грома. Этого мне недоставало - с одной стороны собаки, с другой - грозовой дождь.

Что делать, повернулся и пошел назад - к административному зданию газонаполнительной станции. За ее оградой под загрузкой стояли две железнодорожные цистерны. Может быть, персонал имеет какое-то отношение к резерву или хоть бы знают, на какой ветке стоят паровозы.

Ржавеет на путях паровоз 1943 года, военной серии BR52- редкий и ценый экспонатЯ доставил газовщикам небольшое развлечение. Человек шесть, всем за 50, высыпали из боковых коридоров. "Паровозы? Давно нет - резать начали еще во времена Лучинского. Какие-то, говорят, продали во Вьетнам. Там поезда до сих пор на паровозной тяге". Я чувствовал, что мне не повезло. Надвигается дождь. Вокруг поле, если бы не интерес к старой железнодорожной технике, я бы уже ехал в Кишинев на маршрутке. "Таки ничего нет?" - я не хотел сдаваться. "Нет, - сказал мужчина, облокотившись на перила, - последний порезали в прошлом году. Но один есть - на винзаводе. Моя жена говорила. Сейчас ей позвоню".

Оказалось, есть - 1943 года. Немецкий, трофейный. Это распалило мой интерес, и не зря я тащился в такую даль - как бы я узнал об этом паровозе?

Туча из-за Прута, накрыв город своей синей растрепанной лапой, пролила легкий дождь на Унгены. Водитель оранжевого микроавтобуса, четвертого маршрута поведал мне, где находится винзавод.

"Да, есть у нас паровоз, - сказал директор винзавода "Vinicola" Николай Шова. - Мы купили его в 1995 году, когда в городе отключили центральное отопление, использовали его для выработки пара".

Паровоз стоит на заднем дворе завода у бетонного забора. За забором - железнодорожные пути станции Берешты. Свистят маневровые паровозы, грохочут сцепляемые вагоны. Двое виноделов прохлаждаются в тени паровоза - на заводе еще обеденный перерыв. "Этот паровоз немецкий, - говорит тот, что помоложе, заметив мой интерес к старой машине - 1941 года". "1941-го?" - "Да, 1941. Там табличка была. Сейчас ее нет - оторвали. Вообще паровозу досталось".

...Последний раз паровоз вырабатывал пар пять лет назад. А сейчас тихо умирает среди куч золы, через которую проросла буйная летняя трава. В кабине машиниста - разгром, ржавые обломки деталей, какие-то рычаги, куски угля. Снаружи, на стыках, кабина проржавела до дыр. Когда паровоз готовили к работе на заводе, с него срезали борта тендера - прицеп для перевозки угля. Николай Шова, увидев интерес к старому паровозу столичного журналиста, чуть задумался: "Жаль, что отрезали тендер, может быть паровоз - музейный экспонат".

Может быть. Если паровоз 1943 года, то он "военной" серии BR52. Советский Союз в качестве трофеев и репараций получил 2170 таких паровозов. Очень много для такой техники. А если 1941 года, то это довоенная серия BR50. Советский Союз получил их по разным оценкам от 36 до 70 машин. Это редкий и ценный экспонат. Их и выпустили немного, потому что BR50 был дорог в производстве - 2,8 тонны цветных металлов. Потому и создали "военный" тип BR52. Более простой и дешевый. Цветные металлы в этом варианте использовались намного экономнее - всего 150 тонн. Немцы рассчитывали, что этот тип паровоза будет эксплуатироваться не более пяти лет. А после войны только на советских железных дорогах они работали еще 25 лет.

Грузовой паровоз серии Э на вокзале города УнгеныВ республике сохранились еще два паровоза из унгенской базы запаса - один стоит на вокзале города Унгены, второй - Кишинева. Это грузовые паровозы серии "Э", которые большого исторического интереса не представляют. Это локомотивы самой массовой в мире грузовой паровозной серии - 11 тысяч выпущенных единиц. Их делали и в СССР и по его заказу в странах Восточной Европы. Тот, что установлен в Унгенах, изготовили в Венгрии на заводах MAVAG в 1951 году.

Старые паровозы переводили в стратегический резерв неспроста. Паровоз работает на угле или мазуте, но при необходимости может работать на любом мусоре - лишь бы горел. В этом его преимущество перед тепловозами и электровозами.

Пастух, тот, что у переезда сказал с некоторым раздражением - порезали все паровозы. А что с ними было делать? На слом старые паровозы отправляли еще в советское время - в конце 80-х. Паровоз ведь требует ухода и профилактики: ежегодная обкатка и переконсервация, раз в 9 лет проверка котла. А паровозы станции Берешты простояли в резерве почти 30 лет без серьезных проверок. Да и страны, которая перевела их в резерв к середине 90-х, уже не было. Сожаление об исчезнувшей технике, конечно, витает - и у пастуха, направившего меня к резерву, у газовщиков, да и у меня тоже. Стоило сохранить все паровозы как раритет? Но вряд ли туристов, посещающих Молдову, интересовал бы такой объект - резерв старых паровозов. Это всего лишь старые паровозы – и никакой, как в Боливии, экзотики.


Бобусь ЗАПОЛЬСКИЙ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    отличная статья. спасибо автору. умеет образно передать увиденное. респект

  • x

    Пара законсервированных паровозов Эр (таких же как на каждой станции в качестве памятника) находятся на станции запаса Кэйнары. Там же хранится просто тьма секций тепловозов 3ТЭ10М.
    Вообще, железнодорожная история Молдовы довольно интересна и богата интересными моментами, но, к сожалению, мало кто о ней знает. Например, о том, что железнодорожный мост в Унгенах был построен самим Эйфелем еще задолго до строительства своей знаменитой башни в Париже...

  • x

    Интересная статья. Паровозы можно поискать и в г. Бессарабка. Помню в детстве (где-то в 89-90 гг.) мы часто ходили в локомотивное депо посмотреть на паровозы. Там их было несколько штук, все в исправном состоянии. Несколько раз доводилось видеть, как паровозы прогоняли по путям. "Путя" проходили недалеко от школы, посмотреть, как "пыхтят" паровозы выходила вся школа. Возможно они до сих пор есть...


Новости по теме

Все материалы →