Экономика

Цырдя: Процент по кредитам в ЕС - 3-5, а в Молдове, где банки принадлежат иностранцам, - 20

01.03.2024, 08:54
{Цырдя: Процент по кредитам в ЕС - 3-5, а в Молдове, где банки принадлежат иностранцам, - 20} Молдавские Ведомости

Депутат Богдан Цырдя прокомментировал заявление главы Нацбанка Анки Драгу о том, что стабильность финансовой системы Молдовы обеспечена тем, что 93% банковских активов Молдовы принадлежат иностранцам, сообщает Спутник Молдова. 

"Уважаемая, вы шутите? Молдавские банки были распроданы за гроши в 2018-2019 годах, при правлении Павла Филипа и Влада Плахотнюка. Тогда губернатором Нацбанка стал Серджиу Чокля, представитель французского Paribas (2016-2018). 

Вначале был украден миллиард долларов из наших банков. Потом  МВФ предложил нам ликвидировать три ключевых банка, в том числе BEM. Потом скупили за гроши остальные. А теперь эти иностранные банки разоряют наших фермеров и местное производство. 

Вот скажите, пожалуйста, какой банковский процент по кредитам в ЕС? 3-5%? А в Молдове 20%! Это вы считаете современной банковской системой? Мы потеряли национальные банки, а значит - финансовый суверенитет страны. У нас даже губернатор Нацбанка - иностранец".

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    В этом году еще один действующий в Молдове банк - OTP Bank – отойдет румынским владельцам. Таким образом из 11 существующих в Молдове финансовых учреждений как минимум в трех будет доминировать румынский капитал.

    Передача OTP Bank Moldova группе Banca Transilvania может произойти в рамках продажи румынской дочки венгерского гиганта. В середине января глава OTP Bank (№1 в рейтинге топ-100 финансовых учреждений стран Юго-Восточной Европы – членов Евросоюза) Шандор Чаньи (SandorCsanyi) и исполнительный директор Banca Transilvania (№16 в том же рейтинге, составляемом The Banker) Омер Тетик (OmerTetik) приступили к финальному обсуждению сделки стоимостью 300 млн евро. Как предположил в те дни Bloomberg, маловероятно, что к завершению переговоров запрошенная за OTP Bank România сумма изменится.

    В 2023 году стало известно о решении Banca Transilvania приобрести через Victoriabank молдавское подразделение BCR. Соглашение о полной продаже акций Banca Comercial Romănă в филиале BCR Chişinău было подписано в марте, а завершили сделку во второй половине года.

    Victoriabank в прошлом году сумел заработать 672 млн леев. Это на 4,7% меньше, чем в 2022-м, и все же он остается третьим по размеру активов. Таким образом, с приобретением ОТР Bank Moldova Banca Transilvania станет вторым по величине игроком на молдавском банковском рынке, уступая лишь консорциуму HEIM Partners.

    И все, все, все…

    В 2022 году основного акционера сменил Energbank. Эстонская финтех-компания IuteCredit Europe приобрела на бирже более 50% акций этого банка...
    В 2018 году ProCredit Holding стал полноправным владельцем ProСredit Bank...
    В 2017 году владельца сменил также Eximbank. Итальянская группа Intesa Sanpaolo выкупила 100% акций этого некогда молдавского банка у разорившегося Veneto Banca.
    Исключительно иностранцы владеют также EuroCreditBank. 46,45% акций принадлежат греческой бизнес-леди, исполнительному секретарю зарегистрированной в Молдове Kentford Capital Corporation Мариане Зиси; 42,19% - главе иракской Al-Dulaimi Business Group и генеральному менеджеру Babylon Development Махмуду Мохаммеду Шакиру Махмуду; остальное – миноритариям с греческими фамилиями.
    99,99% Comerțbank принадлежит австрийской ACF Corporate Finance Consulting AG, ведущему поставщику данных и решений для бизнеса с 200-летней историей, как сообщается на сайте этой компании.
    Единственный действующий в Молдове банк, где не иностранная компания значится основным акционером, - Fincombank. Американский Western NIS Enterprise Fund владеет в нем пакетом в 13,03%. Остальные доли в разных величинах принадлежат молдавским гражданам и компаниям.

    Сухой остаток

    НБМ, центральные власти и западные партнеры приветствуют переход молдавских банков в иностранное владение. Они называют это признаком растущего доверия инвесторов и усиления банковско-финансовой системы страны. Однако эффекты вестернизации банковского сектора для молдавской экономики равны нулю. И в нынешних условиях даже вредны.

    Банки демонстрируют устойчивый рост доходности. Лишь на процентах они заработали в 2023 году на 19% больше, чем в 2022-м – 1,83 млрд леев, сообщил НБМ. Но банки сидят на своих деньгах, всячески избегая инвестирования в молдавскою экономику и кредитования молдавского бизнеса.

    У государства существуют инструменты для привлечения денег заевшихся финансистов в экономику. Например, оно могло бы ввести налог на сверхприбыль банков, и таким образом принудительно забирать у них деньги и направлять на поддержание больниц, школ и малого бизнеса. Можно изменить банковское законодательство и, воспользовавшись наличием крупных валютных резервов, безинфляционно эмитировать достаточно денег для того, чтобы создать несколько специализированных государственных банков и финансовых (включая ипотечные) компаний, которые будут развивать страну. Да вот только для этого у власть предержащих должно быть понимание необходимости и огромное желание действовать исключительно в интересах общества и экономики, а не только казаться хорошими перед «партнерами по развитию».

    B Республике Молдова при формировании банковского законодательства практически не учтена роль банков, как важнейшей части инфраструктуры по развитию экономики. Банковская система, призванная в нашей стране, главным образом, «контролировать цены», совершенно не заинтересована выращивать клиентов, рисковать вместе с ними, реализуя производственные проекты с длинным сроком окупаемости, снижать ставки до приемлемых для развития бизнеса и семей. Деньги зарабатываются коммерческими банками в основном на государственных ценных бумагах, валютных операциях, кредитах физическим лицам под непомерные проценты и росте стоимости услуг. И винить их в этом нельзя (других задач государство не ставит), но на это все накладывается полное отсутствие какого-либо патриотизма по отношению к чужой стране и слабая ментальная заинтересованность иностранных акционеров в развитии страны пребывания. А стремительная экспансия румынского банковского капитала, наряду с назначением коренной румынки Анки Драгу на пост Председателя национального банка Молдова, наводит на мысли о далеко идущих планах румынской элиты по установлению политического контроля над молдавским национальным бизнесом.

    Понятно, зачем это надо румынам. Но зачем это надо молдавским властям?

    Есть две основные версии:
    Либо молдавская власть, состоящая в основном из граждан Румынии, решила сдать страну и начала со «сдачи» банковской системы;
    Либо, учитывая войну на Украине и наличие единственной границы (с Румынией), через которую можно осуществлять экспорт (порт Джурджулешты ввиду своей малой пропускной способности и других причин не в счет), на молдавскую власть оказывается беспрецедентное давление со стороны элиты соседнего государства с целью подчинить политику современной Республики Молдова интересам Румынии.
    Если это так, то разве это по-братски?

    Есть у властей и другие варианты? Думаем, что есть, и молдавский народ, голосуя за тех либо иных политиков, надеется, что любая власть независимой Молдовы в первую очередь будет думать о развитии своей страны, включая национальный банковский бизнес.
    (https://noi.md/ru/analitika/komu-prinadlezhat-i-na-kogo-rabotayut-moldavskie-banki)

  • x

    "...всем жителям Молдовы важно знать смысл данного соглашения. Это прекрасное свидетельство того, как молдавская власть (тогда, в 2019 ,в лице правительства Майи Санду) за спиной народа, без широких публичных консультаций, сдает интересы граждан ради очередного кредита в $46 млн., которые лягут бременем на будущие поколения.

    Пояснительная записка правительства(к кредитному соглашению), безусловно, требует подробного анализа, но сейчас мы выделим только две очень важных для населения темы.

    Передача молдавских банков иностранцам:

    Первая касается банковской системы Молдовы. В своей записке правительство Санду открыто и радостно рапортуют, что «передача прав собственности (иностранным инвесторам) в трех системных банках практически завершена». Мы узнаем следующее. Что в соответствии с обязательствами, Victoriabank передается Banca Transilvania, крупнейшему банку Румынии. И теперь Banca Transilvania вместе с ЕБРР владеет контрольным пакетом акций в размере 66,7 процента. Нужно уточнить, что ЕБРР является крупнейшим акционером Banca Transilvania.

    Следующий молдавский банк, переданный иностранным владельцам, — Moldova-Agroindbank. 41,1% акций Moldova-Agroindbank были аннулированы государством и переданы международному консорциуму инвесторов (ЕБРР, Horizon Capital и AB Invalda).

    Третий банк — Молдиндконбанк (ММВБ). Здесь был «использован механизм обратной продажи, в результате чего в феврале 2019 года контрольный пакет акций в размере 63,89 процента был приобретен небанковской компанией Болгарии Doverie United Holding, зарегистрированной на Софийской фондовой бирже».
    Далее правительство бодро заявляет, что через подобные «схемы оздоровления» пройдут и остальные, уже более мелкие молдавские банки, за исключением тех, где уже есть иностранные инвесторы.

    Мы вам суверенитет и банковскую систему – вы нам кредиты

    ...передача банковской системы страны иностранцам — было обязательством властей взамен на предоставляемые правительству кредиты. Мы вам суверенитет и банковскую систему – вы нам кредиты.Ho процесс зашел достаточно далеко и коснулся всех молдавских банков

    Для нас в этой истории важно следующее: передача за бесценок банковской системы Молдовы Западу была прямым следствием и итогом финансового мошенничества, известного как «кража века».

    «Кража века» и ее сверхзадача

    Куда ушли деньги из банковского сектора страны? На Запад, в тихие налоговые гавани – офшоры. Там и остались, конвертировались в зарубежные активы и имущество. Какие банки проводили сомнительные операции по отмыванию денег? Западные финансовые учреждения. Кому принадлежит международная система денежных платежей SWIFT, и кто контролирует всю информацию в режиме реального времени? Опять Запад. Какое правительство было в Молдове, и несет полную ответственность за организацию грандиозного финансового мошенничества? Это было самое проевропейское и прозападное правительство Юрие Лянкэ. Кто принял и по чьему указанию закон о выплате гражданами украденного миллиарда? Решение принадлежит проамериканскому, прозападному правительству Павла Филипа. А повесить выплату похищенных миллиардов на население — было требованием МВФ и условием выдачи новых кредитов. Соединяя все эти элементы вместе, невозможно отделаться от мысли, что молдавская «кража века» имела сверхзадачу. И эта сверхзадача — взятие под полный контроль всей финансовой системы Молдовы. Что четко зафиксировано в документах соглашений с МВФ. И, в частности, последнего, подписанного правительством Санду.

    Кто диктует молдавскому народу как ему жить

    Да, в заявлении кабмина лидера ПДС (пункт 34) в документе МВФ перечислены будущие действия по возврату украденных денег. Но что это? «Мы будем обращаться к властям и органам судебного сотрудничества ЕС и США с просьбой инициировать международное расследование и судебное преследование лиц, причастных к банковскому мошенничеству». Таким образом, правительство Майи Санду однозначно признало, что украденные деньги находятся в ЕС и США, а молдавские власти за пять лет ничего не сделали в расследовании мошенничества. А также, что поезд ушел. И затягивание расследования, несомненно, было частью общего сценария. Деньги не вернутся, но вся финансовая система Молдовы перешла в руки Запада. Так кто же главный бенефициар пресловутой «кражи века»? Вопрос — риторический.

    Есть такое выражение «банки – кровеносная система экономики». Но если теперь вся банковская система страны принадлежит западным финансовым структурам, то кто управляет этой страной? Кто в ней главный? Кто диктует народу как ему жить: процветать или бедствовать? Документ, подписанный правительством Майи Санду и МВФ, дает самый исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.


    Какие еще тайны выдает нам документ МВФ?

    Тогда правительство Майи Санду приняло самостоятельно, без консультаций с гражданским обществом и экспертами, целый ряд непопулярных и сомнительных решений. Они изложены в пункте 21 обязательств правительства. И здесь мы видим увеличение налогов на прибыль, подоходного налога, НДС, акцизов и налога на имущество. А именно: увеличение налогов на прирост капитала до 100 процентов для юридических лиц и 50 процентов для физических лиц; увеличение ставки НДС для HORECA с 10 до 20 процентов; отмена персональной надбавки за годовой доход свыше 360 тысяч леев; отмена налоговых льгот, применяемых к талонам на питание, предоставляемым работодателями; отмена льгот по НДС на товары, импортируемые государственно-частными партнерствами; унификация ставки акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра (то есть, повышение цены на последние); увеличение налога на продукцию из пластиковой упаковки на 20 процентов; увеличение ставки по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому заранее, с 7 до 12 процентов; сокращение до 200 евро не облагаемые налогом личные льготы на товары, отправленные почтой.

    Как видим, в обязательствах нет ни одного пункта по снижению налогового бремени.

    Повышение тарифов на газ и электричество

    А теперь и «вишенка на торте». Майя Санду заявляла, что ее «реформы», предусмотренные соглашением с МВФ, не коснутся граждан с невысокими доходами. Однако в пункте 32 обязательств правительства мы находим важную информацию о грядущем повышении тарифов на электричество и газ. Напомним, что в обществе шли бурные дискуссии о том, что в 2018 году и зимой 2019 года цены на импортируемый газ возросли, но правительство Плахотнюка-Филипа не хотело перед парламентскими выборами злить людей и повышать тарифы. И вот кабмин Майи Санду решил исправить эту досадную ошибку. И жителей Молдовы ожидала новая «корректировка» цены на газ. Но правительство Майи Санду было отправлено в отставку, а новый кабинет Иона Кику и президент Игорь Додон договорились с Россией и «Газпромом» о том, что тарифы для населения повышаться не будут.

    Чьи интересы защищали молдавские власти?

    Так, по кому бьет в первую очередь повышение тарифов на газ и электроэнергию? Майя Санду заявляла перед диаспорой в Германии, что «реформы, предусмотренные соглашением, не коснутся граждан с невысокими доходами». Но на самом деле, рост тарифов бьет именно по самым незащищённым, по всем малоимущим слоям населения: пенсионерам, инвалидам, одиноким старикам. И теперь, после того, как МВФ открыл доступ к своим архивам, каждый может покопаться в документах, изучить цифры, графики, обязательства сторон, их оценки и требования и, в конце концов, разобраться в сути дела. А главное — ответить на вопрос: чьи интересы на самом деле зачищают молдавские власти, подписывая меморандумы с МВФ. (16.01.2020)