Экономика

Торговля Молдовы со странами ЕС повысила внешнеторговый дефицит на 39 процентов

15.08.2025, 15:46
{Торговля Молдовы со странами ЕС повысила внешнеторговый дефицит на 39 процентов} Молдавские Ведомости
Торговля с какими странами генерирует наш внешнеторговый дефицит? В первом полугодии он составил 3,5 миллиарда долларов против 2,5 миллиарда годом ранее и 2 миллиардов в январе-июне 2022 года. Таким образом, за год вырос на 39 процентов, за три года - на 71 процент, сообщил экономический аналитик Владимир Головатюк. 

"Сальдо внешней торговли - важный макроэкономический индекс, который оказывает влияние не только на конъюнктуру валютного рынка РМ, но и на макроэкономическую стабильность страны, т.е. на курс национальной валюты, инфляцию и т.д.. В связи с этим возникает вопрос: торговля с какими странами генерирует этот дефицит?

Прежде всего, это страны, импорт из которых значительно превышает наш экспорт в эти государства.
 
Самый наглядный пример - Китай, импорт из которого (688,7 миллиона долларов) в 188 раз превышает экспорт (3,7 миллиона): дефицит 685 миллионов, 19,5 процентов всего дефицита.

Другая группа - страны, в которые наш экспорт сокращается, а импорт растет. Достаточно длительный период сокращается наш экспорт в Румынию, Германию, Польшу, а импорт из этих стран растет.

Например, экспорт в Румынию снизился на 20 процентов, импорт вырос в 1,8 раза. Дефицит вырос до 740 миллионов долларов - 9,3 раза, составив 21 процент общего дефицита.

Понятно, что здесь сказались и закупки электроэнерги, но почему экспорт сокращается? К первому полугодию 2022 года он сократился на 32 процента. Тогда же дефицит в торговле с Румынией составлял всего 38 миллионов долларов - 1,9 процента общего дефицита. Сейчас - 21 процент.

На ЕС приходится 50 процентов внешнеторгового дефицита, на СНГ - 1,2 процента, на прочие страны - 48,8 процентов. Румыния - 21 процент общего дефицита, Китай - 19,5, Германия - 8, Польша - 3,8 и, как ни странно, Украина - 10,7. 

Еще один аспект. Торговля с какими странами увеличивает наш внешнеторговый дефицит?

Как уже отмечалось, в первом полугодии он вырос на 39 процентов (981 миллион долларов). Торговля со странами ЕС обеспечила 82 процента этого прироста, в том числе с Румынией - 67, с Германией - 6, с Польшей - 3,6 процента.

На долю прочих стран приходится 16,6 процента прироста торгового дефицита. Практически всецело это Китай – 16 процентов. Увеличение дефицита в торговле со странами СНГ составило всего 1,7 процента общего прироста дефицита.

Понимая негативное влияние, которое оказывает внешнеторговый дефицит на экономику, я не призываю, тем не менее, к бездумному сокращению импорта. Есть критически необходимый, а, следовательно, обоснованный импорт. Это сырье, которого лишена наша страна, это товары, которые мы физически, технологически не в состоянии производить, но которые крайне нам необходимы.

Необходимо проанализировать всю товарную структуру импорта и выявить те товары, которые мы можем производить, в т.ч. те, от производства которых мы по разным причинам отказались. Прежде всего, это продукты питания, но не только. На этой основе разработать своеобразную программу импортозамещения. 
 
Главное в этой программе - активная роль государства, его поддержка всеми возможными средствами внутреннего производства того, что мы можем производить, но импортируем. Причем производства не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Это сложная задача, но без ее решения мы не только не справимся с огромным торговым дефицитом, но и не возродим экономику".

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Фермеры Кагульского района бьют тревогу: власти начали процедуру принудительного взыскания долгов, несмотря на катастрофическую ситуацию в агросекторе. По их словам, речь идёт не о злостных неплательщиках, а о хозяйствах, которые пострадали от неурожаев, падения цен на продукцию и роста стоимости топлива и удобрений. Вместо моратория или программ реструктуризации долгов правительство выбрало силовой путь — фактически подталкивая фермеров к банкротству. Эксперты полагают, что делается это, в конечном счете, с целью отъема у собственников их земельных угодий для дальнейшей перепродажи зарубежным толстосумам.

    На этом фоне министр сельского хозяйства Людмила Катлабуга демонстративно уходит в отпуск. И не для того, чтобы работать с районами, а для агитации в преддверии парламентских выборов. Этот шаг воспринимается в отрасли как откровенный сигнал: интересы аграриев для власти вторичны, приоритет — политическая кампания и удержание контроля.

    В итоге мы видим классическую модель кризисного управления «по-молдавски»: социальная проблема загоняется в тупик, а ключевые чиновники заняты политическим маркетингом, а не решением вопроса. И если ситуация не изменится, то уже осенью Кагул рискует стать эпицентром масштабных протестов аграриев, и на этот раз — с куда более жёсткими требованиями.

    К несчастным аграриям пришли судебные исполнители, вознамерившиеся отнять у тех за долги технику и земли, сообщил каушанский фермер Серджиу Стефанко:

    «Я расцениваю это как рейдерскую атаку на человека. Потому что там есть потенциал, парень своими силами расчистил каналы и теперь ему нужно только время. Время, которое ему должно было предоставить государство — вот это должно было быть вмешательство государство. А что делает государство? Создает прекрасные условия для работы управляющих по несостоятельности и судебных исполнителей, медиаторов и т. д.»
    Стефанко призвал сообщество фермеров сплотиться вокруг тех, кто сегодня стоит перед риском изъятия собственности за долги, поскольку далее схожая ситуация ждёт большинство других аграриев, бравших кредиты на развитие.

    Аграрный сектор доведен до точки невозврата: дальше либо банкротство и крах всей отрасли, либо власти принимают экстренные решения, заявил фермер Сергей Иванов:

    «Мы сейчас как больной, который лежит на смертном одре, и орган за органом — печень, сердце, легкие — отказывают. Мы в реанимации. К сожалению, вместо врача, которому мы платим, кто-то просто молится за нас и обещает, что через месяц мы поедем на море, и все будет хорошо. Но мы в клинической смерти».

    По его словам, фермеры доверились некомпетентным политикам, которые лишь использовали аграриев в протестах в 2020 году, чтобы прийти к власти.

    Между тем, по данным Национального бюро статистики, за первое полугодие 2025 года цены на сельхозпродукцию выросли в среднем на 28,4% по сравнению с тем же периодом 2024-го. Картина выглядит весьма тревожно.

    Растительная продукция: +41,1%

    подсолнечник +47%;
    семечковые фрукты +44,7%;
    зерновые и зернобобовые +35,4%;
    рапс +20,8%;
    овощи +14,6%.
    Животноводческая продукция: +3,9%

    овцы и козы +40,5%;
    яйца — +28,3%;
    птица — +8,9%.
    Особенно заметен двукратный рост цен на ягоды и косточковые фрукты — сегмент, который обычно стабилизирует рынок летом.

    Что это значит:

    Стремительный рост цен на растительную продукцию свидетельствует о серьёзных проблемах в агросекторе: падении урожайности, росте затрат на производство и логистику, а также последствиях климатических факторов.
    Минимальный рост цен на мясо и птицу — не признак стабильности, а отражение сокращения потребления на фоне падения покупательной способности.
    Статистика показывает: импортозависимость и отсутствие системной поддержки фермеров превращают молдавское село в убыточный бизнес. При этом власти предпочитают говорить о «стабилизации цен» в рамках политической кампании, игнорируя факт, что рост на 28,4% за полгода — это удар и по производителям, и по потребителям.

    Наличие на полках магазинов только 15% продуктов питания молдавского производства ставит под угрозу продовольственную безопасность страны, заявил бывший депутат парламента Олег Липский:

    «Ситуация сложная, и она требует активного вмешательства государства. Потому что продовольственная безопасность несколько факторов включает. Это и климатические факторы, то, что сегодня жара, тяжелые условия для сельского хозяйства, осадков очень мало. Это все сказывается. Это значит, что нужны дополнительные вложения в оросительные системы».

    По его словам, оросительные системы в республике были, но сейчас они уничтожены:

    «Трубы буквально ломали, трамбовали автомобилями, чтобы больше помещалось, и вывозили за границу в виде металлолома. Все это было, восстановить это очень непросто».
    При этом растет инфляция, а у большинства населения крайне низкий уровень доходов. В итоге люди теряют доступ к продуктам питания, рассказывает Липский:

    «Инфляция 10,3%. Это значит, что цены поднимаются на 10%, и это в тот период, когда сбор урожая, когда овощи, фрукты должны быть очень доступны, потому что сейчас это тот момент, когда они собираются и, казалось бы, должно быть изобилие на полках магазинов. Но не тут-то было. Цены очень высокие. Они практически подбираются к трехзначным, а где-то даже трехзначные цены на фрукты в основном. Овощи завозят иностранные, они тоже очень дорогие. И отсюда что получаем? Отсюда получаем, что доступ населения к продуктам питания постоянно уменьшается».

    Эксперт отметил, что вызывает обеспокоенность и зависимость страны от импорта. Практически 85% продуктов питания на полках магазинов — это импортируемый товар. То есть страна всего на 15% обеспечена собственным продовольствием:

    «Как такое можно было допустить! Если государство не обращает внимания на эту сферу, то будет большая беда. Представьте себе, что в какой-то момент нам перестанут поступать продукты питания даже хотя бы только из одной страны, не будем называть какой, неважно. Вы представляете, к чему это приведет? К пустым полкам в магазинах, к хаосу, панике. О чем они думают, правители, я не понимаю».

    На полках супермаркетов практически не осталось местной продукции. На смену ей пришли овощи и фрукты из других стран, что говорит об уничтожении экономики и аграрного сектора, заявил бывший муниципальный советник Кишинева Сергей Бургуджи:

    «Экс-премьер Василий Тарлев очень четко подчеркнул, что в аграрной стране закрыли аграрный университет. Это о чем говорит? О том, что, скорее всего, из Молдовы делают некий такой дополнительный рынок сбыта, где Молдова уже будет превращаться не в аграрное государство, которое выращивает, производит и продает на другие рынки, а мы будем просто потребителями».

    Эксперт подчеркнул, что при PAS республика будет зависеть от иностранной продукции. Об этом говорит отсутствие местных фруктов и овощей на полках супермаркетов. Преимущественно там можно увидеть китайский чеснок или турецкие помидоры:

    «Сегодня экономику и аграрный сектор страны убивают для того, чтобы мы стали рынком сбыта для стран Европы. Куда им поставлять свою продукцию? Понятно, что вот здесь они создали дополнительный рынок сбыта. Захватили Джурджулештский порт через свои финансовые институты и будут поставлять через юг, через Джурджулешты свои овощи, фрукты и сбывать на территории Молдавии».

    По словам экс-советника, когда-то республика поставляла свою сельхозпродукцию на весь Советский Союз. Однако сейчас власть закупает импортные товары по вине министерства сельского хозяйства, которое провалило аграрный сектор:

    «Все падает, но при этом власть вообще не думает о том, чтобы открыть дополнительные рынки или возобновить старые рынки. Ведь у нас традиционные рынки были и с Беларусью, и с Казахстаном, и с Российской Федерацией. Там миллионы людей любят молдавскую продукцию и ждут молдавскую продукцию».

  • x

    "Признаться, непонятно откуда берётся уверенность власти, что в экономике всё не так уж и плохо, хотя очевидно, что пик был пройден и мы уже движемся по склону вниз. И куда движемся - никто не говорит, делая загадочное лицо.

    Экономическая модель Майи Санду, заточенная строго на рынок ЕС, себя исчерпала. А никаких новых рынков толком не открыли, зато смело позакрывали старые. Никаких новых производств, которые бы открывали на рынках ЕС новые возможности, тоже не особо появилось.

    На что надеялись при этом всём - примерно понятно. Что оно само и за правильные геополитические речи и позы. Непонятно, какой же был "план Б", если надежды не оправдаются - а они не оправдались.

    Молдова, зажимающая сама себе возможности во имя геополитической блажи Майи Санду - это государство, которое Санду и её банда окончательно разрушат."

  • x

    Ничего толком не производят толкового и хотят, чтобы народ нищенствовал, обогащая рахат-олигархат, что майки продают в своих бутиках по 3000-4000 лей. Вместо того, чтобы поддерживать ту же текстильную продукцию по мировым брэндам, как это делают Индия, Турция и многие другие страны, наше государство покрывает бизнес монополий и олигополий, ставя препоны другим полезным для людей бизнесам, которые вскоре закрываются. Вместо дешевого по ценам внутреннего вина, как в Испании и сельхоз продукции как в той же Испании и Турции имеем мини-экспорт всего этого в третьи страны и неоправданное взвинчивание цен на внутреннем рынке опять же с препонами конкурентному выгодному для людей бизнесу как по производству, так и для торговли.


Новости по теме

Все материалы →