История

Ион Кристою: Без наступления Красной Армии в Румынии не смогли бы свергнуть Антонеску

24.08.2025, 11:31
{Ион Кристою: Без наступления Красной Армии в Румынии не смогли бы свергнуть Антонеску} Молдавские Ведомости

События 23 августа 1944 года сегодня используются в корыстных интересах настоящего времени и перетолковываются, пишет на портале Historia.ro авторитетный румынский журналист, политический аналитик, обозреватель «Evenimentul Zilei» Ион Кристою. Еще при Николае Чаушеску началось переписывание прошлого, что повлекло за собой катастрофические последствия.

Кристою отмечает «резкое сокращение вклада наступления Красной Армии на Молдавском фронте, начавшегося утром 20 августа 1944 года» (Ясско-Кишиневская операция), именуя это «фальсификацией прошлого в интересах настоящего».

Если в 50-х годах преуменьшали роль внутренних сил в освобождении от фашизма – то во времена Чаушеску и в последекабрьскую эпоху вклад Красной Армии обходили молчанием.

«Особенно ярко это видно в последнее время, когда доминирует примитивный антироссийский настрой, когда русские исключаются из битвы при Мэрэшештах, что является огромной исторической ложью, поскольку в Мэрэшештах, с точки зрения Первой мировой войны, немцы сражались вместе с русскими, и там также находились румыны, - пишет Кристою. - Роль советского наступления весной 1944 года обходят молчанием. Однако мы не можем пренебрегать ролью наступления в реализации акта освобождения, не совершая при этом исторической фальсификации. Конечно, Антонеску был свергнут королем, и решение было принято внутренними силами. Но ничего из того, что произошло 23 августа 1944 года, не было бы возможно, если бы не советское наступление на нашу национальную территорию…

 … 20 августа 1944 года Красная Армия начала наступление. Маршал Антонеску готовился к отступлению по линии Фокшаны-Намолоаса, надеясь, что русские застрянут здесь и пойдут на крупную уступку в вопросе перемирия. Прибыв в Бухарест с фронта, маршал решает вернуться на фронт 24 августа, чтобы организовать оборону и отступление. В этот момент происходит акт от 23 августа… Неоднократно, отвечая на вопросы о решении арестовать маршала, король Михай ссылался на ситуацию на фронте. 

В 1990 году король Михай дал интервью Вардану Арачеляну для телеканала TVR, переданное по телевидению 10 мая. Это стало настоящим событием. Впервые король Михай обратился к румынам через пресс-службу на территории Румынии. Король говорит следующее о событиях 23 августа 1944 года. 

«Война приняла крайне тяжелый оборот, и все мы ждали помощи от союзников, чтобы что-то предпринять; они говорили, что нужно выйти из войны. Мы говорили - очень хорошо, но мы не можем сделать это в одиночку, поскольку повсюду немцы. Союзники вообще не реагировали. 

И так мы дошли до того момента, когда русские прорвали фронт в Северной Бессарабии и Молдавии; затем немцы захватили танковую дивизию и увели её в Польшу. У нас оставалось мало времени, и тогда мы решили вместе с этой политической группой, которая была основой этих встреч, разорвать союз с Германией, и это решение было принято 26 августа. 

Тем временем я узнал, что Антонеску готовится отправиться на фронт, и в таких условиях мы упускали эту возможность, поэтому мне пришлось вызвать его на три дня раньше, 23 августа. 

Когда он пришёл во дворец, мы полтора часа беседовали. Я изложил ему катастрофическое положение, в котором я оказался, и настойчиво просил его сделать что-нибудь, чтобы вывести нас из войны как можно скорее. Он наотрез отказался. 

Генерал Сэнэтеску, который был со мной, тоже настаивал; он не хотел об этом слышать. Он требовал каких-то условий, которые, к сожалению, было невозможно выполнить. Он хотел, чтобы нам гарантировали Бессарабию, всю... Страна была полностью оккупирована, поэтому в тот момент получить это было невозможно. Оставалось только устранить его, чтобы мы могли сделать то, что могли. Так и произошло: акт 23 августа»». 

Король вспоминает ситуацию, сложившуюся после прорыва фронта советскими войсками, чтобы объяснить, почему он арестовал Антонеску, разъясняет Кристою: «Маршал хотел продолжить борьбу с Красной Армией. Король был убежден, что это было бы чистым самоубийством, учитывая мощь этой армии. Если бы не опасность продвижения Красной Армии к Бухаресту, 23 августа 1944 года ничего бы не произошло».

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →