Политика

Как Румыния собирается заработать на «унире»

19.01.2026, 10:43
{Как Румыния собирается заработать на «унире»} Молдавские Ведомости

Шокирующее заявление президента Майи Санду о готовности проголосовать за присоединение РМ к Румынии вызвало волну комментариев. В том числе серьезных и взвешенных.

Портал Ziare.comопросил ряд известных румынских экономистов, и те рассказали, какие проблемы могут возникнуть в ходе объединения двух государств и какие преференции Румыния сможет получить от присоединения новой территории.

Экономика «унири»

Флавиус Якубович, президент ассоциации финансовых и банковских аналитиков Румынии (AAFBR), объяснил, что объединение Румынии с Республикой Молдова в смысле полного слияния государств с экономической, налоговой и институциональной интеграцией - это тема, выходящая за рамки эмоционально-исторической сферы и обязательно должна анализироваться через призму объективных экономических реалий.

Он указал, что, по данным МВФ, Евростата и Всемирного банка, номинальный ВВП Румынии в настоящее время составляет около 380–400 миллиарда евро, в то время как экономика Республики Молдова – около 16–18 миллиардов евро. Иными словами, добавляет он, экономика Молдовы составляет менее 5 процентов от объема румынской экономики.

«По паритету покупательной способности Румыния достигает около 77–78 процентов от среднего показателя по Европейскому союзу, а Республика Молдова – около 30–35 процентов», – добавил Флавиус Якубович.

«ВВП на душу населения в Румынии (2024 год) - около 20 080 долларов, в Молдове - около 7 576 долларов, соотношение почти 3 к 1, данные Всемирного банка, - добавил экономический аналитик Виктор Янку. - Уязвимость Молдовы также остается высокой в ​​социальном плане. Уровень бедности в 2023 году - 31,6 процента, экономика по-прежнему в значительной степени зависит от денежных переводов диаспоры (более 12 процентов ВВП в 2023 году, по данным ВБ). Это не просто статистика, на практике это выльется в политическое давление с целью быстрого выравнивания зарплаты, государственных услуг и социальной защиты, то есть в плане затрат».

В ходе объединения недостаточно просто сложить ВВП двух государств, как нельзя и механически сложить покупательную способность, уровень жизни или производительность труда, чтобы получить «новую», более сильную экономику. В действительности интеграция двух экономик с разным уровнем развития порождает трение, издержки конвергенции и периоды адаптации, иногда длительные, объяснил Флавиус Якубович.

«Есть существенная разница между двумя идеями, которые в публичных дебатах довольно часто смешиваются: объединение как политический жест и объединение как экономический проект, - говорит Виктор Янку. - С самого начала необходимо уточнить, что второе не может функционировать как простое изменение административных границ: по сути это программа ускоренной экономической конвергенции».

Расширение внутреннего рынка более чем на два миллиона потребителей

В числе «быстрых» преимуществ, которыми сразу же могла бы воспользоваться румынская экономика, налоговый консультант Вероника Дуцу называет увеличение внутреннего рынка Румынии на все население Молдовы - более 2 миллионов потребителей.

При нынешнем населении соседней страны примерно в 19 миллионов это рост более чем на 10 процентов - достаточно серьезный: «Мы выиграем от снижения производственных затрат для румынских компаний, инвестирующих в РМ, а также от увеличения румынского экспорта в энергетику, продукты питания, услуги и многое другое».

Для Молдовы это означает, что серьезные румынские предприятия в продовольственной сфере, в энергетике, услугах и других отраслях просто раздавят многие молдавские компании, большая часть из которых – малые и средние. Многие из них будут поставлены на грань банкротства, а затем поглощены.  И это неизбежно, поскольку на территории Молдовы будут в полной мере действовать нормативы ЕС, которым румынские производители уже соответствуют, а молдавские – далеко не все.

Вероника Дуцу утверждает, что «у РМ возникнут проблемы давления на менее конкурентоспособные местные компании, необходимость сокращения неформальной экономики и быстрой адаптации к более строгим правилам».

Можно говорить о таких отраслях, как производство молочной и колбасной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий, пива и безалкогольных напитков, переработка сельхозпродукции (соки, овощные и фруктовые консервы, растительное масло) и пр.. Нет, сами предприятия со своими торговыми марками останутся, вот только собственники поменяются. И, возможно, самым сильным из них удастся устоять. Например, тем, кто уже интегрирован в глобальные цепочки типа Trans-Oilи JLC.

Для тех, кто скептически отнесся к тому, что изложено в предыдущем абзаце: в течение буквально полугода одна (!) украинская фабрика «Киевхлеб» практически убила в РМ производство пряников, сушек и овсяного печенья. Украинская продукция оказалась дешевле и шире ассортиментом. Практически исчезли перечисленные продукты от «Франзелуцы» и «Кагул-пан».

Флавиус Якубович признает, что выживут многие молдавские виноделы, чьи позиции сильнее.

Рабочая сила

После вступления Румынии в ЕС из страны уехало свыше 3 миллионов человек, в том числе миллион – в Германию. В стране острый дефицит рабочей силы. Вместе с «унирей» Румыния получит доступ к дополнительной рабочей силе, предсказывает Вероника Дуцу.

«Оба государства сталкиваются с демографическим спадом, эмиграцией и старением населения. Республика Молдова испытывает нехватку рабочей силы и имеет значительную диаспору», - отмечает Флавиус Якубович.

Поэтому, поясняет он, возможное объединение могло бы временно смягчить напряжение на румынском рынке труда, но не решило бы проблему структурно, учитывая, что нехватка рабочей силы - это, по сути, проблема производительности, квалификации и экономической привлекательности, а не просто вопрос количества доступных людей.

Говоря проще, первым делом Румыния постарается переманить высококвалифицированных специалистов – врачей, инженеров, технологов. Ну и рабочие руки, естественно. Будет как в Германии: в западной части зарплаты и условия труда лучше, восточная чувствует себя не очень хорошо. Бессарабия снова станет румынской окраиной, каковой частично является румынская Молдова.

О чем умалчивают экономисты

Крайне деликатно эксперты говорят о финансировании «унири» со стороны ЕС.

Экономическая структура РМ потребует масштабных инвестиций и глубоких реформ для сближения с уровнем Румынии, пишет Флавиус Якубович: «Различия между двумя экономиками потребуют значительных инвестиций в инфраструктуру, госуправление, образование, здравоохранение, зарплату. В экономической прессе и академических кругах сходятся на том, что Румыния, по крайней мере в первые годы, понесет основную часть этих расходов».

«Румынии придется инвестировать в инфраструктуру, энергетику и администрацию», - подтверждает  Вероника Дуцу.

А вот здесь экономисты лукавят. Однозначно в Румынии все ожидают, что основная финансовая нагрузка ляжет на бюджет ЕС. Все очень хорошо помнят финансовую вакханалию, которая царила в стране в первые годы после вступления.

Только один пример. В ЕС строительство километра четырехполосной дороги стоит миллион евро. Скандальная трасса Леова-Бумбата в Молдове обошлась в 3,5 миллиона евро за километр. В те времена в Румынии на километр дороги списывали по 7 миллионов евро европейских денег. Озолотились очень многие, и теперь румыны ждут частичного повторения этого сценария: европейские деньги будут делить-пилить не в Кишиневе, а в Бухаресте.

«Республика Молдова очень плохо справляется с дорогами и инвестициями», - отмечает Вероника Дуцу. «Румыния на собственном опыте знает, что значит вступать в ЕС с неподготовленными институтами, - напоминает Виктор Янку. - Европейские фонды не превращаются в автомагистрали, больницы или модернизацию. В Румынии поглощение средств ЕС замедлилось, среди прочего, из-за низкого качества подготовки проектов и все еще ограниченных административных возможностей, что отразилось на трудностях реализации государственных инвестиций».

«Можно сделать вывод, что устойчивый сценарий - это тот, при котором Республика Молдова успешно выполнит требования ЕС, необходимые для вступления, а Румыния, с другой стороны, научится не повторять своих ошибок, - заключает Виктор Янку. - Поэтому вместо того, чтобы превращать тему в эмоциональный референдум, следует вести  дискуссию о критериях эффективности: насколько быстро и эффективно Республика Молдова на практике станет государством, готовым к европейской интеграции».

Олег ЛУКАШЕВИЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии