История

Какие привычки румыны и молдаване переняли у фанариотов

19.10.2025, 16:12
{Какие привычки румыны и молдаване переняли у фанариотов  } Молдавские Ведомости

Более трех веков назад Османская империя радикально изменила структуру власти в валашских княжествах и в Молдавии, заменив местных бояр греческой и албанской элитой, пишет Аdevarul.ro. Восточные обычаи оставили глубокий след в политической и социальной культуре румын, он ощущается и по сей день. 

Устав от предательств валахов и молдаван, турки решили возвести на престол фанариотов 

Княжества веками находились между Западом и Востоком. В Средневековье преобладала тенденция к сближению с великими державами Центральной Европы, но в XVIII веке эти территории попали под турецко-балканское влияние, которое практически необратимо сказалось впоследствии на румынском обществе.

Валашские и молдавские правители были обузой для османов. Желая занять трон, они проявляли раболепие перед Высокой Портой, но потом заключали антиосманские союзы, координируемым главным образом Габсбургами. Две ситуации положили конец этому.

Константин Брынковяну, правитель Валахии, был уличен в предательстве. «Брынковяну всегда старался держать свою маленькую дверь открытой, чтобы встать на сторону более сильного, – свидетельствует А.Д. Ксенопол. - Пока не становилось ясно, кто из двух противников останется на вершине, ему приходилось лавировать между двух огней, размышлять, сохранять равновесие, пока не наступил критический момент».

Задаривая османов роскошными подношениями, Брынковяну в то же время вел тайную переписку со всеми их врагами, особенно с австрийцами, призывая завоевать Валахию. Вена даже наградила Брынковяну в 1695 году титулом князя Священной империи, разрешив ему приобрести недвижимость в Брашове и построить резиденцию в Сымбэта-де-Сус.

Но позже он пообещал русским перейти с войском на их сторону. В итоге был взят в плен турками и обезглавлен вместе с сыновьями и зятем. Дмитрий Кантемир, вначале демонстрировавший приверженность Порте, также легко перешел на сторону русских.

Устав от предательств валахов и молдаван, турки решили возвести на престол княжеств фанариотов - наследниками греческого населения Константинополя, которое сохранилось после османского завоевания 1453 года и создало свою общину вокруг дворца православного патриарха Константинополя в районе Фанар.

Фанариоты, накопив внушительные состояния, вкладывали средства в образование детей, чтобы те становились чиновниками Порты, заводили знакомства в высших эшелонах власти, подкупая чиновников ради должностей.

Правитель-фанариот приезжал в княжества с личной гвардией, османской или албанской, с доверенными лицами, которые вытесняли и маргинализировали местную аристократию. На ключевые должности назначались также венецианцы, занимавшиеся торговлей и находившиеся в фаворе у правителей-фанариотов. 

Какую дань платили Молдова и Валахия Блистательной Порте 

В Молдавии фанариотский режим был установлен в 1711 году с назначением на престол албанца Николае Маврокордата, в Валахии - в 1716 году с тем же правителем. Позже многие фанариоты попеременно занимали то молдавский, то валашский престол: они не должны были «привыкать к месту».

В фанариотский период османский контроль над княжествами был крайне строгим и репрессивным. Империя вступила в период ускоренного упадка, янычары, элитные войска империи, превращались в бесполезный пережиток Средневековья, в то время как противник модернизировал армию. Чем чаще османы терпели поражения в войнах – тем больше ресурсов они требовали от вассальных стран.

Дань достигла примерно 50 тысяч гульденов. К ней прибавились многочисленные фискальные повинности и монополия на торговлю. Валашским и молдавским купцам приходилось продавать свои товары по очень низким ценам в первую очередь османам. То, что оставалось, они могли экспортировать, но обычно не оставалось ничего.

Княжества снабжали Порту огромным количеством скота, леса, камня, товаров для ремонта крепостей и содержания армии. Фанариоты обирали местных жителей, особенно крестьян, так как назначение на престол стоило дорого, а деньги нужно было вернуть. Именно они коррумпировали княжества: требование взяток для решения проблем стало традицией. И это на фоне бесконечных войн, грабежей разбойников с большой дороги, бесчинств отрядов османских повстанцев с юга Дуная. 

Отуречивание началось с языка, кухни и одежды… 

Фанариоты глубоко отуречили общество Валахии и Молдавии, и не только на уровне элиты. Крестьяне и прислуга перенимали новые привычки, чтобы ужиться с господами, горожане приспосабливали речь, одежду и характер занятий к нуждам турок, албанцев, солдат, чиновников и слуг из Леванта. Отуречивание началось со слов и выражений, вошедших в язык, а также с обычаев, которые вошли в культуру.

Поэт и эссеист Александру Мушинэ в статье «Țara turcită» в «Romania Literară» перечисляет слова турецкого происхождения: «tutunul şi cafeaua, caldarîmul, fanarul, cîntarul, odaia, duşumeaua, giurgiuveaua, geamul şi bagdadia (direct sau indirect pătrunse în română), marama-năframa, tichia, testemelul şi mosorul, tot astfel cum sînt ligheanul, salteaua, cearşaful, muşamaua, cişmeaua, divanul, giuvaerul, schela, perdeaua etc.».

Виолета-Анка Епуре в книге «Образ женщин в румынских княжествах в представлении французских консулов и путешественников» пишет о том, как дамы переняли турецкий образ жизни: «Они проводили время, лежа на диванах, запрокинув головы или опираясь на алебастровый подлокотник. Им составляли компанию мужчины, которые полулежали рядом. Их костюм состоял из тонкой, обтягивающей и короткой юбки, прикрывавшей их пышные формы, и прозрачной ткани, сквозь которую проглядывали удивительно красивые очертания груди. На голове они носили тюрбаны из черной или красной ткани, украшенный бриллиантами или другими драгоценными камнями. На шее и руках ясские красавицы носили жемчуг, ожерелья из блесток или дукатов».

Князь де Линь в 1788 году после посещения Ясс писал примерно то же. Граф де Ланжерон отметил «ориентализм» жительниц Ясс в 1806 году: «Я увидел много дам, одетых в восточном стиле, дома без мебели и очень ревнивых мужей».

Мужчины носили кафтаны и длинные восточные туники с широкими рукавами, туфли с длинными, острыми носами, на голове – колпак. Отуречилась кулинария, о чем свидетельствуют сохранившиеся в языке слова «гивеч», «мусака», «баклава», «саралие», «шербет». Александру Мушина пишет, что многие турецкие выражения еще долго сохранялись в языке:  zevzec (дурак), tembel (идиот), derbedeu, haimana (бродяга), pişicher (шарлатан), babalâc (старикан), sictir (пошел вон).

… И продолжилось привычкой к взяткам заговорам

Глубокое влияние на судьбу валахов и молдаван оказало заимствование дурных привычек левантийского мира – коррупции, заговоров, взяток.

Воспоминания графа де Ланжерона, который был на службе сначала у французской империи, а затем у российской монархии и прибыл в княжества в начале XIX века, шокируют. Они показывают, насколько глубоко коррупция укоренились в обществе как калька образа жизни Порты.

Фанариоты тратили огромные суммы на подкуп османских чиновников, затем продавали должности боярам, а те, в свою очередь, брали взятки за услуги. Мздоимство стало образом жизни, без «peșches» нельзя было решить даже самых простых вопросов.

«В Валахии часто забывают слова «порядок», «справедливость», «честность», «честь», - писал Ланжерон. - Здесь все должности покупаются, оплачивается право совершить любое преступление. Каждая должность в короткий срок обогащает покупателя, но через год он должен ее оставить или передать другому: еще одно ужасное правило состоит в том, что чиновник никогда не задерживается в одной должности больше года. Затем он приезжает в Бухарест, где предается безудержной роскоши дурного вкуса, быстро проматывает плоды своих грабежей и через два года покупает другую должность, снова богатеет, чтобы вернуться в столицу и жить на широкую ногу. Таков порочный круг боярства в Валахии».

«Modelul descurcărețului»: ценятся не таланты, а умение обходить закон

Все шло на продажу, чиновники покупали судей и милости вышестоящих. Те, кто стоял ниже на социальной лестнице, в свою очередь, перенимали те же практики. В обществе зародилась «modelul descurcărețului»: такой образ жизни, при котором уважали людей, умевших «тянуть за ниточки» и обходить закон, не обладая при этом ни талантами, ни образованностью.

В неграмотной и погрязшей в коррупции стране появилась элита - люди, которая, будучи при должностях, вели себя жестоко и самоуправно, зная, за деньги начальство на все закроет глаза.

«Страна разделена на уезды, каждым управляет «ispravnic», как в России, - писал Ланжерон. - Эти чиновники ценятся тем выше, чем больше они платят боярам… Это настоящие деспоты, они не боятся ответственности, которая никогда не наступает: их не наказывают, потому что начальников можно купить».

Полиция в сговоре с ворами и бандитами

Глава полиции – «ага» - был в сговоре с ворами и бандитами, с которых тайно брал мзду: «Иногда он покровительствует ворам, прячет награбленное, и эта честная работа приносит ему около 15–20 тысяч дукатов в год. Он держит армию арнаутов, чтобы выслеживать и ловить разбойников, рыскающих по дорогам и лесам: но именно арнауты воруют и убивают, часто делясь с ним».

Порта одарила валахов и молдаван привычкой курить – а еще привычкой доносить власти на соперников и платить за их устранение большими мешками золота…

Подготовил Олег ВОЛКОВ

Комментарии (0) Добавить комментарии