Политика

Марат Гельман привез в Кишинев галероцирк

15.09.2025, 11:23
{Марат Гельман привез в Кишинев галероцирк } Молдавские Ведомости

Национальный художественный музей Молдовы сообщил, что в рамках Европейских дней наследия организует официальное мероприятие по передаче в дар коллекций – 74 работы Теодора Кириакофф-Суручану и девять - Андрея Сырбу. Их дарит известный галерист и коллекционер Марат Гельман, который спустя 35 лет отсутствия на родине вернулся, чтобы получить молдавское гражданство и сделать широкий жест в адрес своих соотечественников.

Но для чего ему это нужно? Почему сейчас? Хочет громко заявить о себе в обществе... как о состоявшемся меценате, менеджере-галеристе? Или, может быть, политтехнологе, ведь было в его практике и такое?

Кто же такой Марат Гельман?

Старшее поколение помнит уроженца Дондюшан, советского драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана: его пьеса «Протокол одного заседания» шла чуть ли не во всех театрах СССР, в финале актеры пели «Интернационал», по пьесе сняли фильм «Премия». Сын драматурга Марат после окончания кишиневской школы №37 в 1977 году поступает в Москве в электротехнический институт связи. Увлекается искусством, работает машинистом и рабочим сцены во МХАТе, «Современнике» и театре имени Маяковского. Но зацепиться нигде не удается, и парень с дипломом возвращается домой.

До 1990 года работает в Кишиневе заведующим лабораторией, инженером, директором центра научно-технического творчества молодежи. С 1988 года коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки. Первая выставка, на которой он показал кишиневцам работы московских художников, имела большой успех, в том числе коммерческий. Приехав в Москву отдавать художникам картины и вырученные деньги, Гельман принимает решение остаться в столице.

Но на неведомую доселе стезю он наступает левой. Начав свою жизнь в искусстве как коллекционер, по неопытности неудачно собирает первую коллекцию. Чтобы не быть внакладе, овладевает навыками продажи произведений искусства и становится фактически первым в СССР арт-дилером.

Свой путь в искусство Гельман описывает как череду случайностей. Они нанизываются друг на друга, на мельницу предприимчивого молодого человека льет воду и его величество время. В своей биографии Гельман утверждает, что получил еще и зарубежное образование в области современного искусства, но не раскрывает, где и какое. 

Перед российским «искусствоведом», как он себя представляет, открываются перспективы. В 1992 году он собирает коллекцию современного украинского искусства, она ложится в основу выставки «Южнорусская волна». Выставка имеет широкий резонанс. Но эта деятельность, видимо, не приносит той прибыли, на которую он рассчитывал, и Гельман с головой окунается в политику.

В 1995 году Глеб Павловский (политолог и политтехнолог, позже политический советник Владимира Путина) создает фонд эффективной политики (ФЭП), куда приглашает Марата Гельмана. Вместе они в 1996 году участвуют в антикоммунистической кампании на президентских выборах. В 1999-м – в кампании Сергея Кириенко на выборах московского мэра. В 1997 году вместе с тем же Павловским Гельман создает «Русский журнал»,  одно из старейших общественно-политических интернет-изданий России. Вот где пригодился диплом инженера связи!

Утверждают, что в начале 2000-х эти двое работали в команде Виктора Медведчука и участвовали в ряде политических кампаний на Украине. Все это время они тесно связаны с масс-медиа. В июне 2002 года Гельмана назначают заместителем генерального директора телеканала ОРТ (позже - «Первый канал») Константина Эрнста, он руководит аналитической дирекцией канала и отвечает за бизнес «Первого канала» на Украине.

По заявлению Эрнста, Гельман приходил на телеканал для работы под выборы в госдуму 2003 года и отвечал за выполнение контракта по освещению деятельности ЦИК.

В 2003 году состоял в штабе партии «Родина». Своим большим достижением Гельман назвал «исчезновение коммунистов как политической силы», что произошло из-за успеха на выборах «Родины». В итоге, по его словам, в стране «полностью исчезла политическая оппозиция». После выборов, когда наступила какая-то стабильность, он потерял интерес к политике и в феврале 2004 года покинул «Первый канал».

С 2009-го по 2013-й он - основатель и директор музея современного искусства PERMM в Перми. До этого создает продюсерский центр «Культурный Альянс», который специализируется на показе произведений искусства из регионов России и стран СНГ на московских площадках. Проходили выставки, представляющие современное искусство. Название галереи, как и значительная часть ее концепции, происходит от ассоциации «Культурный альянс», основанной Гельманом в 2010 году совместно с партией «Единая Россия». Эта деятельность, как и все в его жизни, сопряжена со скандалами – с коллегами по искусству, с духовенством; по его вине лишается должности бывший губернатор Перми.

В 2012 году Гельман прекратил сотрудничество с госструктурами. В России ему все труднее работать. Особенно после того, как он поддерживает революцию в Киеве. В феврале 2014 года галерист с семьей переезжает в Черногорию, где в 2015-м открывает арт-резиденцию. Но там, надо полагать, и без него галерей хватает. Гельман рубит окно в развитую Европу, приезжает для организации выставки в Берлин. Создает связи с США. Наездами бывает в России – дарит картины Третьяковской галерее, Русскому музею; Центру Помпиду. Продавать не получается? Видно, не так много в России коллекционеров, готовых приобретать поп-арт. А так хоть память останется о нем как о меценате!

30 декабря 2021 года министерство юстиции РФ внесло Марата Гельмана в реестр СМИ – иностранных агентов, в конце 2022 года МВД России объявило его в розыск. 7 ноября 2023 года он побывал на фронте российско-украинской войны рядом с солдатами из легиона «Свободная Россия». В феврале 2024 года замечен на митинге у посольства РФ в Берлине после смерти Алексея Навального. В середине ноября 2024 года Гельмана Росфинмониторинг вносит в перечень экстремистов и террористов. Поводом могло стать уголовное дело по статье об оправдании терроризма (статья 205.2 УК), по которому в PERMM прошли обыски, хотя к этому моменту Гельман не работал в музее уже более 10 лет.

И вот Марат Гельман – уже опытный политтехнолог - в Кишиневе. «Я не в изгнании, я в послании» - его девиз-утверждение на главной странице в Facebook. Посланец - но чей?

Он сближается с PAS, раздает интервью зарубежным СМИ. Рассказывает немецкой газете «Bild» об успехах Майи Санду и правящей партии: «Ответственность за провалы в политике лежит на Майе Санду, поскольку правительство сформировано без коалиции. Правящей партии было трудно, ей пришлось работать в эпидемию, в разгар русско-украинской войны, все это не могло не сказаться на результатах. И на выборах ей придется неимоверно трудно».

Коррупции в стране нет, рассуждает аналитик, поэтому на этой теме на выборах большинство не получишь. Поэтому Кремль решил идти сюда двумя разными колоннами (Шора и Додона, надо полагать), чтобы захватить страну. Ситуация наисложнейшая.  

Похоже, Гельман прибыл как знаток «кремлевских» приемов, чтобы своими советами помочь партии Санду победить русскоязычных избирателей, набрать в парламенте максимальное количество голосов для последующего объединения с кем-то, с кем можно будет создать правящее большинство. Примечательно, что Гельман не рассматривает, к примеру, партию Усатого – он целит в «интересный» для него блок «Альтернатива», выделяя среди них «Марчука, который... интеллектуал». То есть даже фамилию Марка Ткачука не счел нужным выучить.  

Гельман утверждает, что «Альтернатива» очень близка по духу к партии Санду… своей антироссийской позицией («когда началась российская агрессия против Украины, по крайней мере, трое из них выступили против») и что она поддерживает проевропейский курс. Таким образом, говорит Гельман, если она не повторит судьбу «Грузинской мечты», съехавшей после выборов со своих позиций, то в парламенте «Альтернатива» вполне может оказать услугу PAS.  Да вы серьезно, Марат?

Гельман сам заблуждается – или намеренно вводит избирателя в заблуждение, пытаясь дискредитировать оппозицию? Почему этот либерал всецело оправдывает беспрецедентные противозаконные меры, на которые пошла PAS, «чтобы остановить поток денежных средств, которые Кремль пытается «вгрузить» в пророссийски настроенных избирателей». Критикует Шора, который «финансирует огромное количество медиа», но не говорит, что ни в одной стране накануне выборов не было закрыто столько телеканалов и сайтов!

«Санду пытается закрывать их, и это идет против нее, поскольку она нарушает свободу слова, - соглашается Гельман. – Но это не значит, что у правительства нет ошибок. Получается, что вся ответственность лежит на власти за те вещи, которые от нее не совсем зависят».

Да полноте! Не вам нам это рассказывать! Но почему это у вас заболело по отношению к нам? Закончились деньги в Черногории?

А вот реакция гельмановской аудитории. Один из слушателей назвал его интервью «галероцирком». А вот еще отзывы: «То есть Гельман – политолог?» и «Как эти долбанные политики надоели!». И это, заметьте, пишут не молдаване. И мы еще не цитируем сотни откликов на пост Гельмана на странице нашей газеты в Facebook, в которых читатели поставили на место заезжего пропагандиста.

Совсем немного осталось до парламентских выборов. Время, когда политологи пускают в ход тяжелую артиллерию, стараясь, чтобы на поле боя осталось как можно больше политических трупов. Все можно пережить, не дошло бы только до кишиневского майдана с реальными жертвами, потому что цена этих выборов очень высока.

Марина ЧЕБАН

Комментарии (0) Добавить комментарии