История

«Обернитесь к нам лицом, приятельством к нам пригладите...»

28.04.2020, 10:02
{«Обернитесь к нам лицом, приятельством к нам пригладите...»} Молдавские Ведомости

           В преддверии неизбежных постпандемийных радикальных перемен полагаем уместным беспристрастно проанализировать разные стороны нашего совместного развития, в том числе межгосударственные отношения. Утверждение главы комитета Совета Федерации К.Косачева о том, что в некоторых странах ближнего зарубежья «на государственном уровне создается идеологизированный нарратив», насаждающий русофобию, враждебное восприятие России, относится и к ситуации в Республике Молдова...

            В этом году исполняется 540 лет установлению связей между Молдавией и Россией. В апреле 1480 г. Иван III Великий князь Московский «дал наказ первому русскому послу И.И.Звенцу», направляющемуся ко двору Стефана IIIВеликого, господаря и воеводы Земли Молдавской (Молдавия и Россия. Сборник документов. Кишинев, 2017 г.).

            Совместная история москалей (так в молдавских летописях называли московских русских, в отличие от русин/русскихЮго-Западной Руси) и волохов (предки молдаван) имеет более глубокие корни. Львовская летопись сообщает, что в 1387 г. Великий князь Дмитрий ( Донской) отправил делегацию бояр «вернуть сына Василея который прибеже из Орды в великие волохы (молдаване) Петра воеводы» (Петр Мушат, воевода и господарь Земли Молдавской, 1375 – 1391 гг.). Это первая делегация Московского княжества в Землю Молдавскую.

            Огромный письменно-документальный фонд молдавско-русских отношений проникнут неизбывной надеждой молдавского народа на освобождение от османского порабощения, признательностью за принятие Восточной (Пруто-Днестровской) Молдовы под покровительство Российской державы... С 50-х годов XX столетия румынские историография и политический класс, а с 90-х годов и кишиневские историки-перевертыши пытаются преуменьшить, вопреки реальной действительности, широту и значение молдавско-русских отношений, исказить их сущность, умудряются отрицать значимость этих многовековых связей, их решающую роль в исторической судьбе Молдовы.

            Антирусская и антимолдавская вакханалия под лозунгами «Молдаване – это русифицированные румыны», «Бессарабия – захваченная русскими земля», «молдавская нация и молдавский язык – это выдумки русских», «Республика
Молдова – это искусственное государство, созданное русскими и нацистами» стала безбрежной после 1990 г., когда в эту реваншистскую кампанию включились еще и правители Румынии. Президент Румынии неоднократно заявлял, что «Бессарабия – румынская земля» (1990 г.); «Бессарабия является вторым румынским государством, мы поддерживали и поддерживаем его, чтобы оно укрепило свою независимость по отношению к бывшей империи (Российской), а не по отношению к Румынии. Бытующие сегодня теории являются российскими и советскими имперскими теориями, которые пытались изобрести новую нацию – молдавскую нацию, новый молдавский язык...» (1994 г.).

            Убедившись в тщетности отрицания исторических взаимоуважительных, дружественных молдaвско-русских отношений, вся румынская русофобская и антимолдавская рать, ее кишиневские подпевалы опускаются до низкопробного извращения внешней политики России, до оскорбления национального достоинства русского и молдавского народов. Типичный пример антирусской и антимолдавской писанины – Basarabia răpută sau cît pămînt îi trebuie unui rus (Захваченная Бессарабия или сколько земли нужно одному русскому (1994 г.) некоего Я.Фуртунэ).

            В действительности вопрос Сколько земли нужно?... правомерно задать румынам. Румынские захватчики впервые ступили на молдавскую землю в январе 1918 г., когда 4 румынские дивизии напали на Молдавскую Демократическую Республику, входящую в состав РоссийскойФедеративной Демократической Республики.

            А русские совместно проживали с молдаванами с основания Земли Молдавской!

            Карпатско-днестровское пространство, прежде всего его северная часть, представляло собой, как заключил украинский академик В.Наулко (1987 г.), «в определенном смысле историко-этнографическую область со своеобразным симбиозом элементов восточно-славянской и молдавской культур, в котором проявились давние этногенетические и этнокультурные связи обеих общностей».

            Да и сами румыны – истинные ученые – признают эту неоспоримую реальность. По заключению румынского историка и филолога, академика Иоана Богдана восточные славяне являются конститутивным (= составляющим) компонентом карпатско-днестровской общности: «Влияние славянского элемента на формирование молдавской национальности настолько очевидно, что можно говорить без преувеличения о том, что и речи быть не может о молдавском народе до впитывания славянских элементов местным неолатиноязычным населением на протяжении VIXвв.» (Ioan Bogdan, 1905).

            В 1917 г. в Яссах, куда сбежал из оккупированного немцами Бухареста румынский королевский двор, авторитетный историк Н.Йорга опубликовал немыслимую для нынешней румынской патологически антирусской атмосферы исследование Histoire des relations russo-roumaines, переведенную в 1995 г.: Istoria relaţiilor ruso-romîne (История русско-румынских отношений). В этом замалчиваемом исследовании патриарх румынской историографии Н.Йорга уже на второй странице формулирует поразительно актуальное по сей день заключение:

            «Мы не верим в возможность некоего «украинского» государства                               (в 1917 г.! – В.С.), чье причудливое название..., выдает двусмысленный, сомнительный характер предприятия (lucrului), которое пытаются утвердить. Но русские всегда останутся соседями молдаван, а молдаване никогда не перестанут быть соседями русских. По многим точкам зрения, речь не о простом соседстве, а о совместном проживании (coabitare). Не только напрасная, но и зловредная иллюзия вообразить себе, что когда-нибудь дойдут до осуществления единого этнографического сообщества, интегрирующего одних, добровольно или насильно, в национальную форму других». Подчеркнуто Н.Йорга (1995. Р. 158).   Свидетельство тому – тысячелетняя совместная история славян и предков молдaван на днестровско-карпатском пространстве. История, отраженная в официальных грамотах с первых десятилетий существования Молдавского Государства. Уже в 1408 г. Александр Добрый, господарь и воевода Земли Молдавской, содействовал расширению торговых связей с купцами Русской Земли (Юго-Западная Русь). Во времена Стефана III Великого в Сучаве, столице Молдавии, существовала Русская улица... В 1498 г., как пишет молдавский историк Гр.Уреке, господарь Молдавии СтефанIII «много русь (= русинов) поселил в Молдавии, более 100 000, так что русский язык по сей день живет в Молдавии».

            С 1480 по 1711 гг., до 1818 г. сохранилось около 300 (!) письменных обращений, просьб, заявлений, соглашений крупного боярства, духовенства и даже отдельных молдaван об «оказании военной помощи в борьбе за освобождение Молдавии от турецкого господства», о «верноподданических заверениях русскому царю», о готовности «присягать русскому двору», о «получении русского подданства», о «приобретении «патентов» на ремесленническую деятельность...».

            Среди множества замалчиваемых материалов о многогранных отношениях молдавского народа с русским народом особую главу составляют 14 важнейших документов: сообщения о переговорах, условиях, договоренностях молдавского крупного боярства, высшего духовенства, господарей «о принятии Молдавии под русское покровительство», «об условиях принятия молдaван в русское подданство».

            Бесценными остаются свидетельства о заключении первого молдавско-русского военно-политического союза в конце XV в. между Стефаном III Великим и великим князем Московским Иваном III, «заложившего твердую основу межгосударственных отношений Молдавии и России» (Е.Руссев). Сохранились протоколы Конвенции молдавских сословий с русским генералом Минихом от 1739 г. об условиях принятия Молдавии в русское подданство.

            Остаются в силе – до сих пор не дезавуированы! – статьи (например, об обязательствах России всегда защищать Молдавию) Молдавско-русского военно-политического союза (Диплом и пункты), подписанного в 1711 г. Дм.Кантемиром и Петром I.

            «Молдавское боярство 28 августа 1807 г. в очередной раз обратилось с просьбой присоединить Молдавию к России» (N.Iorga, 1995. P. 241). 16 мая 1812 г. Восточная, Пруто-Днестровская Молдавия была присоединена к России.

            Все эти многовековые многочисленные обращения, письма, просьбы, мольбы молдаван взять их под покровительство России, все молдавско-русские союзы заключались во времена, когда не было большевиков, не было Сталина, не было намека на евразийский союз!

            Не было даже румын!

            Эти поразительные по количеству, исключительные по своей значимости для истории и политики Молдавского Государства уроки и свидетельства – более 300 документов и материалов! – впервые опубликованы в Республике Молдова лишь в 2017 г.!..

            В 1487 г., спустя три года, после того как турки и валахи с юго-запада и татары с востока, напав на Молдавию, оккупировали треть ее южной территории с крепостями-портами Килия и Белгород-Днестровский, Молдавское Государство осталось один на один с постоянными угрозами с запада – со стороны Венгрии, с севера – со стороны Польши, не имея ни одного нейтрального соседа... Об этом с болью и тревогой Стефан III Великий писал Ивану III, великому князю Московскому: «... До нас приходять люди далече, ни могум нигде слышати государя православного, только вашу милость... А в сей стороне один я сам остал, и то от двою сторон поганьство тяжкое (турки и татары – В.С.), а от трех сторон (валахи, венгры, поляки – В.С.) ркучи християне, але мне суть пуще поганьства. Ино уже не могу им болши терпети, – толко бы бог научил вашу милость, щобы есте обернулся к нам лицем и приятельством к нам пригладали, а яз бы того болше к вашей милости имел приятельство...».

            В этих условиях прозорливый молдавский господарь видел только одну надежду, мог рассчитывать на помощь и поддержку только со стороны своего собрата по вере и по политической судьбе, на Ивана III, великого князя Московского. Постоянная напряженность в конце XV в. во взаимоотношениях Молдавии, а также России с Польско-литовским государством, взаимная заинтересованность молдавского господаря и великого московского князя в совместных действиях против западных супостатов предопределили основу заключения молдавско-русского военно-политического союза, согласно которому стороны обязались «другу... быти другом, а недругу быти недругом».

            Союзники, и Стефан III Великий, и Иван III, великий князь Московский, поддерживали непрерывную связь через многочисленных молдавских и русских послов и гонцов, выполнявших самые разные важные миссии. Их деятельность в 1480 – 1503 гг., и позже, широко отражена в сборнике Молдавия и Россия. Многовековые связи и сотрудничество. 1480 – 1818 гг., изданном в 2017 г. в Кишиневе при содействии Посольства Российской Федерации.

            Последствия молдавско-русского союзнического договора благотворно сказались на положении Молдавии, которая ранее претерпевала немало страданий от ногайских татар. При непосредственном содействии Ивана III, который был в союзничестве с крымским ханом Менгли-Гиреем, в 1492 г. был заключен договор между Молдавией и Крымом. В октябре того же года русский посол в Крыму И.А.Колычев доносил Ивану III о заключении союза между Молдавией и Крымом на началах, предложенных Стефаном III Великим: «о любви и о дружбе, и о суседстве, и о одиначестве, другу ... быти другом, а недругу ... недругом на короля (польского Яна Ольбрехта) ему (молдавскому господарю) на том заверение дал, что быти с ним заодин».

            В результате договора с Крымом, заключенного при прямом содействии              Ивана III, Молдавия добилась того, что из свирепых разбойников, часто нападавших на молдавские земли, крымчаки стали, пусть и временными, союзниками, усмирившими в те годы агрессивные устремления польско-литовских феодалов.

            Активными дипломатическими демаршами Иван III добился того, что великий князь литовский известил Стефана III Великого о том, что «... мир вечный и приязнь с тобою есмо взяли»: Литва отказалась от намерения напасть на Молдавию. Таким образом, срыв польско-литовской агрессии является еще одним благотворным следствием молдавско-русского военно-политического союза...

            Проявления и результаты молдавско-русских связей многочисленны и многообразны. Примечательно, что в них в равной степени были заинтересованы обе стороны. Убедительный пример тому – письмо, отправленное Иваном IV Грозным в 1534 г. молдавскому господарю Петру Рарешу с сообщением о восшествии на российский престол и с предложением о продолжении связей с молдавским двором. Подобных ценнейших свидетельств, в том числе письмо Елены Волошанки, жены наследника русского престола Ивана Молодого, своему отцу Стефану III Великому, сохранилось более трехсот! Они составляют изданный в 2017 г. том документов Молдавия и Россия. Многовековые связи и сотрудничество. 1480 – 1818 гг.

            Давно доказано и давно всем известно: непрерывные связи Молдавии с Россией на протяжении более 500 лет (до 1990 г.!) всесторонне подтверждают преимущества многостороннего взаимовыгодного сотрудничества во всех областях во все времена. Очевидна острейшая необходимость их естественного, традиционного продолжения.  Разумеется, для этого в наши дни необходимо, как писал Н.Йорга еще 100 лет назад, чтобы «Обе стороны не ограничивались бы лишь взаимными (куртуазными) отношениями, а искренне искали в глубине их сути элемент братского сотрудничества в широчайшей цивилизационной деятельности... Для достижения этой цели необходимо отказаться от теории исключительности (= превосходства), чья историческая фальшь подтверждается неблагоприятными последствиями для обеих сторон».

            Это предостережение сформулировал румынский академик Н.Йорга еще в  1917 г. – 100 лет назад! Его мудрость и прозорливость доказывают безграмотность целой когорты сегодняшних неадекватных румынских историков и политиков.

            Высокомерное пренебрежение к Истории Молдавского Отечества, к государственному опыту Молдавии, к заветам предков поддерживать взаимоуважительные связи со всеми народами, прежде всего важнейшие для молдaван многовековые, традиционные отношения с Россией, подтверждает мудрый вывод В.О.Ключевского: «история не учительница, а надзирательница, сурово наказывающая за невыученные уроки».

            Печальный пример тому – нынешнее состояние цветущей три десятилетия назад Республики Молдова.

 

                                                                                 Василий СТАТИ, 

                                                                                                доктор исторических наук

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Власть абсолютна беспомощна

    Даже практически дармовой российский кредит проворонила,
    пасует перед врагами- которые терзают ее тело ржавой пилой КС,
    травят ложью через либеральные "свободные" СМИ,
    кланяется перед Западом, которые настрополяет ее врагов.

    У этой страны нет будущего.
    Слабая власть
    враждебная стране и народу тупая и жадная оппозиция.
    Государство мертво.