История

Память о голоде как движущая сила евроинтеграции

22.04.2024, 14:45
{Память о голоде как движущая сила евроинтеграции} Молдавские Ведомости

В третью субботу апреля в Молдове отметили день памяти жертв голода 1946-1947 годов. Президент Майя Санду призвала не забывать трагедию и разоблачать ее виновника – Советскую власть. Президент призвала извлечь уроки из прошлого, чтобы вместе построить хорошее европейское будущее, «в котором наша страна больше не будет испытывать таких страданий». 

Идею Майи Санду о «десоветизации» поддержали участники акции в Кишиневе, на которой был представлен список партии «Альянс за объединение румын» (AUR) на выборах в Европарламент. «Бессарабия все еще оторвана от родины-матери, - цитирует Спутник Молдова. - Бессарабия хочет евроинтеграции, но Советский Союз еще присутствует здесь. Десоветизация может произойти через десекретизацию архива КГБ, через отказ от всех одиозных сталинистcких монументов на территории Бессарабии. Мы не можем быть в ЕС, пока не решим эти проблемы. Десоветизацию надо начать на уровне языка, на уровне культуры. Бессарабия - это Румыния». 

Список возглавила Кристина Думитреску, которая и двинула этот спич - откровенный рассказ о сути евроинтеграции: снос советских памятников, искоренение «нерумынской» культуры и языковые репрессии. Все это власть претворяет в жизнь. В ходе переписи зачем-то собирают данные о национальности граждан и том, из какой страны приехали родители. А в госструктурах началась параллельная «перепись» чиновников, поступило указание собрать данные о национальности всех госслужащих. Об этом сообщил экс-премьер Ион Кику со ссылкой на свои источники и даже приложил анкету, которую распространили сборщики личной информации. 

Но об этом говорят только в социальных сетях. А в ангажированных СМИ исполняют госзаказ, говоря о голоде 1946-1947 годов. Доктор исторических наук Артур Лешку, эксперт сообщества WatchDog.MD, известного своей собачьей преданностью режиму Санду, заявил, что погибло более 200 тысяч человек, а на самом деле - гораздо больше, потому что все было засекречено, сообщает IPN. 

Голод 1946-1947 годов затронул многие регионы Союза, но МССР стала единственной пострадавшей территорией из числа присоединенных в 1945-1946 годах. Историк Игорь Кашу признает, что это не позволяет приписать голод полностью политическим причинам и что важную роль сыграли и природные факторы, которые не затронули Западную Украину, Западную Белоруссию и Прибалтику. 

По подсчетам историка Б. Г. Бомешко, сделанным в 90-е, от голода в МССР погибло 70-80 тысяч человек. По данным В. Царанова и Л. Булмаги - 100 тысяч. По подсчетам западного историка М. Эллмана - 123 тысячи (это 5 процентов, на Украине - 1 процент, по РСФСР - 0,6 процента). Но очень скоро племянник профессора Царанова, историк Анатол Цэрану насчитал уже 200 тысяч умерших. Примечательно, что и Майя Санду, и премьер Дорин Речан называют цифру Эллмана – 123 тысячи. Не верят изысканиям Цэрану? Оба называют голод политическим инструментом.

Но давайте посмотрим за Прут. В Румынии тоже был массовый голод, и не только в румынской Молдове. В этом тоже сейчас винят коммунистов. Хотя голод наблюдался с декабря 1946 года по август 1947 года, а государственный переворот, в ходе которого власть захватили коммунисты, в стране произошел только 30 декабря 1947 года, когда была провозглашена Румынская Народная Республика. Пока люди голодали, все политики, независимо от ориентации, такие, как Петру Грозу, Юлиу Маниу, Ион Михалаке, Юлие Лазэр, боролись за власть. Многие материалы, касающиеся этой темы, до сих пор почему-то засекречены. 

Во время голода в стране находились король Михай I и королева-мать Елена, которые в ноябре 1947 года не постеснялись поехать на свадьбу будущей королевы Британии Елизаветы II. Торжества длились почти месяц, в течение которого король с матерью жили в фешенебельном отеле «Кларидж» в Лондоне. Запивали шампанское устрицами на фоне массового голода – первого в истории Румынии, смертей и дистрофии части населения. По возвращении последовало отречение, после чего Михай уехал из страны, прихватив драгоценности румынской короны, который сейчас Россию призывают вернуть через Европарламент.

Вот как о голоде в Румынии рассказывает сотрудник ясского института истории имени Ксенопола Дорин Добринку: «По всей стране можно было видеть ужасные сцены, когда арестовывали крестьян, продавших все свое небогатое имущество, чтобы по спекулятивной цене купить зерно для прокормления семьи, и которые никак не могли вернуться домой. На многих вокзалах были отмечены столкновения и даже перестрелки. В районе Бузэу был создан самый большой фильтрационный пункт для таких крестьян, где фильтрацию производили жандармы. Там происходили неописуемые сцены… Джордже Томазиу, племянник композитора Джордже Энеску, описывает в своих мемуарах случай в селе, где он жил, близ города Дорохой, на северо-востоке Молдавии. Однажды там умер ребенок, и когда приехали врачи, чтобы определить причину смерти, они обнаружили у него в желудке содержание подушки. От голода ребенок съел перья». 

«В первые послевоенные годы в стране царила невероятная неразбериха, - признает Добринку. - В нормальных условиях, при ответственном правительстве, я думаю, с голодом 1947 года можно было справиться». 

По конвенции о перемирии, подписанной 12 сентября 1944 года, Румыния должны была выплатить военную компенсацию в размере 300 миллионов долларов - сумму по тому времени огромную. На самом деле выплатили более миллиарда долларов, констатирует Добринку. Бухарест обязался вернуть Советскому Союзу имущество, вывезенное во время войны (например, украденный у кишиневцев памятник Штефану чел Маре). При этом, в отличие от Советской Молдавии, Румыния получала помощь американцев, шведского и швейцарского Красного Креста, еврейских, католических, протестантских благотворительных организаций. Помогал  продовольствием и СССР. 

Первопричиной трагических событий была политика военных преступников Гитлера и Антонеску, в свое время поддержанная в Румынии широкими массами общественности. Но ни в Бухаресте, ни в Кишиневе почему-то не связывают голод 1946-1947 годов с войной, которая унесла огромную часть работоспособного мужского населения, огромную часть имущества, в ходе которой румыны ограбили Бессарабию. Но во всем теперь винят «советскую оккупацию» и коммунистов. 

Что касается Европы, в которой голода не может быть по определению… Зимой 1944‒1945 годов в Нидерландах умерло 18 тысяч человек по причине эмбарго на поставки продуктов со стороны Германии в ответ на волну партизанской активности. Знаменитая актриса Одри Хепберн потом вспоминала, как ее семья питалась супом из травы и гороха. У нее от недоедания развились острая анемия, отеки и проблемы с дыханием.

Это произошло в обществе с хорошо развитой административной структурой и «европейской» ментальностью при полном отсутствии Советской власти. И голодная зима рассматривается сегодня историками страны не как повод для политических спекуляций, а как событие, давшее уникальные возможности для медицинских исследований.

Олег ВОЛКОВ


 

Комментарии (0) Добавить комментарии