Расследование

«Психо» от партии PAS

27.03.2023, 12:08
{«Психо» от партии PAS } Молдавские Ведомости

После доклада омбудсмена о пожаре в клинической психиатрической больнице города Кодру (Костюжены) прокуратура начала уголовное расследование, а правящая партия представила проект нового закона о психическом здоровье.

«Хорошие люди» пролетели над гнездом кукушки

27 октября 2022 года пациенты палаты №10 забаррикадировали входы и выходы на одном из этажей, разбили камеры видеонаблюдения, подожгли мебель и матрасы. Они якобы угрожали убить  сотрудников полиции, себе нанести членовредительство или совершить суицид, больницу - сжечь. После бесплодных переговоров пожарные разбили окна, бригада «Fulger» применила спецсредства и физическую силу, как утверждают больные - чрезмерно.

Этот случай главный инспекторат полиции сектора Чентру квалифицировал как массовые беспорядки. Один из пациентов предъявил экспертам телесные повреждения и рассказал, что бунтовал, так как его не пускали в туалет, не давали воду, применяли лечение незаконно. Расследованием занялся отдел по борьбе с пытками генпрокуратуры, возбудивший уголовное дело. Вмешались правозащитники.

Не впервые пациенты устраивают пожары в этой больнице, не впервые полиция, прокуратура и «хорошие люди» из НПО «пролетают над гнездом кукушки».

Пенсионера Михая Доготару насильно отправили в Костюжены после того, как он якобы ударил министра труда и соцзащиты Валентину Булигу. В 2018 году Доготару выиграл дело в ЕСПЧ. После огласки истории с массовыми изнасилованиями пациенток психоневрологического интерната Бельц, врач Станислав Флоря получил 15 лет тюрьмы. Еще раньше был скандал с секретными экспериментами: румынская компания на английские деньги проводила при содействии нашего минздрава тестирование лекарств, разработанных в Тель-Авиве. Все это курировали главврач Михаил Хотиняну и его брат Владимир Хотиняну, депутат сначала от ЛДПМ, потом от ДПМ, министр здравоохранения. В 2012 году генпрокуратура открыла уголовное дело, но никого не наказали.  

30 лет на пути к евростандартам

Все делалось вопреки закону, который существовал для защиты таких людей, но не исполнялся. Сейчас правящая партия говорит, что он плохой, и предлагает проект нового закона о защите людей с психическими (ментальными) заболеваниями, который должен исправить кошмарную ситуацию, приведя ее к евростандартам.

Авторы – депутаты PAS Анна Раку и Лилиана Гросу, первая - международный эксперт по правам человека и предотвращению пыток, вторая - психолог, а это не то же, что психиатр. Правда, по большому счету авторство не имеет значения, потому что проекты у нас просто заимствуют.

Чем же новый закон лучше старого? Он точно так же написан для государства, в котором четко работают и хорошо финансируются все службы. И в иных обстоятельствах работать не будет.

Новые критерии принудительной госпитализации

По новому закону лечение предоставляется «в наименее ограничительной среде с использованием наименее ограничительных процедур, которые максимально уважают физическую и/или психическую неприкосновенность». Как это исполнить?

Предлагается, чтобы состояние здоровья человека, которого хотят принудительно госпитализировать, оценивалось психиатром сразу после его поступления в клинику. Если врач считает, что лечение необходимо, он должен сразу же информировать пациента и его законного представителя, а также  предложить альтернативное освидетельствование. Пациент имеет право на «второе медицинское мнение»: независимый психиатр должен выехать в психиатрическую больницу для осмотра.

Законный представитель пациента – либо родственник, либо защитник, «избранный или назначенный по должности» в рамках статьи 7 закона о гарантированной государством юридической помощи № 11.198/2007. Много раз говорилось о том, что этот закон работает плохо, если вообще работает.

Окончательное решение о принудительной госпитализации принимает комиссия психиатров. После этого в течение 24 часов клиника обязана подать в суд ходатайство. Суд обязан вынести решение в 48 часов и рассмотреть апелляцию в течение пяти дней. Состояние здоровья принудительно госпитализированного нужно  проверять не реже одного раза в две недели, решение о продлении госпитализации судья принимает ежегодно, решение о выписке также принимает суд.

Прожекты не просчитывают

Новый закон предполагает наличие армии государственных и независимых психиатров, «уполномоченных лиц с мандатом на защиту», назначенных адвокатов. Откуда они возьмутся? Сколько все это будет стоить?

К проекту не приложено финансовое обоснование, не указаны источники затрат. Скромно оговорено, что «механизм оплаты труда специалистов в области психиатрии, представляющих второе медицинское мнение в процессах принудительной госпитализации… требует затрат из государственного бюджета».

Закрыть больного - выгодно

По действующему закону для принудительного лечения так же нужно решение суда, которое выносится  в течение 48 часов. И что? Есть данные IDOM за 2018 год: вынесено всего 50 таких решений, а только в Костюжены приняли 7 тысяч больных.

Госпитализировать выгодно, ведь НКМС выделяет больнице деньги на лечение. Есть основания думать, что что-то изменится? С психиатрами тоже проблема, эта профессия просто вымирает.

Работодатель включит вам тихую музыку и зажжет ароматические свечи?

Действующий закон обязывает государство заниматься профилактикой ментальных заболеваний. В проекте нового закона обязывают это делать еще и бизнес: создавать условия труда, благоприятные для психики работника, выделять рабочие места для психически больных. Все это из области фантастики.

Может ли недееспособный контролировать свое лечение  

Что еще нового содержится в проекте? Копируют  европейскую политику лицемерной уверенности в том, что психически больной может сам определять свою судьбу, контролировать вопросы лечения и госпитализации, защищать свои права. При этом психически больные официально недееспособны, не могут вступать в брак, растить детей, распоряжаться собственностью, за них все решают опекуны. Как же они будут по новому закону решать, какое лечение и какие лекарства для них лучше?

Голосуют все!

В 2016 году народный адвокат Михаил Которобай направил спикеру парламента Адриану Канду рекомендацию срочно изменить Избирательный кодекс. А 24 февраля 2019 года была решена главная проблема молдавской психиатрии: впервые в истории страны больные с психическими расстройствами проголосовали.

Как голосуют люди, которые в принципе не способны к самоопределению? Они могут выбрать помощника при условии, что он будет независимым. Но критерии независимости неясны, а возможности вмешательства администрации больниц – беспредельны. Зачем заставлять клинику искать добровольных помощников пациентам, желающим голосовать? Клиника должна лечить!  

Защитить здоровых от психически больных

Закон должен защищать не только психически больных – но и здоровых от этих больных, если они агрессивны и опасны.

Но процедура принудительной госпитализации в результате внедрения нового закона так усложнится и потребует таких затрат, что госпитализировать маньяков, пироманов, страдающих белой горячкой, наркоманов, авторов звонков о заложенных бомбах будет невозможно. У них будут все права – но у здоровых людей не будет права на безопасность. Раньше можно было вызвать скорую психиатрическую помощь и госпитализировать агрессора – но где все это?  

Либеральные законы, может, и хороши для стран, где есть деньги на их реализацию. Но даже не хочется вспоминать, что в этих самых странах делали с пациентами в 20-30-х годах. Более того, еще в 60-х годах в странах Европы по закону стерилизовали психически больных. А теперь ударились в другую крайность – и лицемерно предоставляют им права здоровых людей.

Каждому политику – сертификат о психическом здоровье

Есть еще одна сторона вопроса о защите здоровых от больных. По закону кандидаты на должности прокуроров и судей обязаны представить сертификат о психическом здоровье.

«Обязаны с интервалом в пять лет, проходить тестирование прокуроры и судьи, - напоминает эксперт Думитру Барбалат. - Но комиссии минздрава не работают. Состав медкомиссии для судей (приказ минздрава №479/2013) лет пять как устарел, назначенные в 2013-м психологи давно в других должностях. Состав комиссии для прокуроров Немеренко обновила только после моего напоминания. Психическое состояние судей и прокуроров - под вопросом.

Согласно статье 8(1), е) закона о гостайне №245/2008 не подлежат отнесению к гостайне и засекречиванию сведения о состоянии здоровья лиц, занимающих ответственные государственные должности. Однако никто, начиная от президента, не проходит освидетельствование. Здоровы ли политики и чиновники в целом и психически – в частности? Нет ли у них опасных зависимостей, мании преследования? Не назначена даже соответствующая комиссия.

Вот перечень психических болезней, при которых недопустимо назначать на должности судей и прокуроров: органические психические расстройства; психические и поведенческие расстройства, вызванные потреблением психоактивных веществ; шизофрения; стойкие бредовые расстройства; шизоаффективные, аффективные, тревожно-фобические, обсессивно-компульсивные, диссоциативные расстройства и расстройства личности; эпилепсия с психическими расстройствами».

«Западный стандарт» - сокращение психиатрической помощи

На портале ВОЗ в разделе «Распространенность психических расстройств» данных по Молдове почему-то нет. Представляя проект на пресс-конференции, депутат Анна Раку заявила, что в стране около 150 тысяч человек с ментальными расстройствами, из них 10 процентов - дети. Ясно, что это только верхушка айсберга. В пояснительной записке приводятся цифры НБС: в 2020 году психические и поведенческие расстройства были основной причиной инвалидности у детей (26,2 процента) и взрослых в возрасте 18-29 лет (20,3 процента).

По мнению Раку, закон от 1997 года содержит дискриминационные и ограничительные положения, не обеспечивает защиту по международным стандартам. Депутат Лилиана Гросу считает, что новый проект – это новый подход. Но главный «западный стандарт» в психиатрии состоит в сокращении объема психиатрической помощи. И это уже сделано.

В ходе многолетних «реформ» в РМ уже выяснили, что примерно 30 процентов пациентов психоневрологических интернатов якобы дееспособны, могут работать и должны вернуться домой. Этих людей выставили за дверь. И теперь мы спрашиваем, почему муж зарубил жену топором, почему отец десятилетиями насиловал дочь, почему на улицах просят подаяния явно неадекватные люди, которых раньше государство кормило, одевало и опекало.

Страдающим ментальными расстройствами - «хорошую» и «достойную» жизнь

ООН считает, что на охрану психического здоровья не выделяют достаточно средств, что государственные расходы скудны. Но авторы нового закона, не стесняясь, обещают больным «защиту экономических интересов и обеспечение достойной жизни в обществе». При этом уровень жизни населения в результате провальной политики PAS постоянно падает, финансирование здравоохранения в рамках госбюджета-2023 сокращено в угоду «наращиванию военной мощи».

На почве безработицы и нищеты растет число психических расстройств, а объем бесплатной психиатрической помощи планомерно сокращается. В ходе бесконечных «реформ» из Костюжен убрали 70 процентов больных: к концу 80-х было 2300 коек, в 2014-м - уже 700, а сейчас в трех государственных психиатрических больницах - кишиневской, оргеевской и бельцкой – всего 1385 коек.

Первоначально в Костюженах было 12 лечебных корпусов и 400 гектаров сельхозземель, которые обрабатывали пациенты, обеспечивая себя продовольствием. Но эти пространства приглянулись застройщикам. Все здания старые и требуют капитального ремонта – но бюджет финансирует ремонт зданий налоговой, судов и полиции.

От запаха мочи и хлорки – к евроремонту 

В рамках совместного проекта Швейцарии и Молдовы «Mensana», посвященного реформам психиатрии в РМ, а также миссий института прав человека IDOM, в 2021-2022 годах выяснилось, что практически все пациенты находятся в закрытых палатах, в которых лежат от четырех до девяти и более больных, стоит стойкий запах мочи, хлора и табачного дыма из-за отсутствия вентиляции. Плюс один общий санузел на 30-40 человек, общий душ не чаще раза в неделю.

Психиатры в среднем обслуживают 30-50 пациентов при нормативном максимуме в 15-25, в некоторых больницах врачи работают в 2,5 раза больше, чем положено, медперсонал плохо обучен и не знает законов. Лечение часто не соответствует национальным клиническим протоколам, врачи злоупотребляют препаратами с тяжелыми последствиями, не хватает психотерапевтических, трудотерапевтических мероприятий. Плюс физическое насилие, цензура переписки. Эксперты рекомендовали пересмотреть механизм финансирования, нанять специалистов для постоянного мониторинга, повысить квалификацию персонала.

Много проблем и у тех, кто лечится амбулаторно. Между периодами обострения главный психиатр для пациента - семейный врач. По закону тому, кто ухаживает за инвалидом, должны идти трудовой стаж и зарплата, но у нас очередь желающих движется годами. Решит ли все эти проблемы новый закон – или он просто не будет исполняться, как не исполняется старый и масса других?  

Что на самом деле нужно больным и их опекунам

Тележурналист Елена Левицкая-Пахомова, воспитывающая ребенка с аутизмом, считает, что проект не принесет практической пользы.

Например, родителям детей-аутистов нужен маршрутизатор для понимания того, где и какие услуги можно получить, нужны психологи и дефектологи в учебных заведениях, курсы для медиков по работе с особенными детьми, увеличение числа мест для персональных ассистентов, ускорение процесса утверждения такого ассистента в должности, снижение возраста выхода на пенсию для персональных ассистентов и родителей детей-инвалидов.

Знают ли об этом авторы проекта нового закона? Или они так озабочены ограничением гражданских прав, введением цензуры, наделением спецслужб сверхполномочиями и превращением страны в палату номер шесть, что реальных проблем просто не видят?      

Олег ВОЛКОВ


 

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    PAS ПОДСОБИЛ ВЫИГРАШУ ШОРА В ГАГАУЗИИ. МОЛОДЦЫ АГЕНТЫ МАЙИ САНДУ. ТИПА ИДУТ ПРОТИВ ШОРА ТАК ПОДЫГРЫВАЛИ ШОРУ ...ОМУЛ БУНЬ !!!