Экономика

Зачем Victoriabank покупает Microinvest

13.04.2025, 14:00
{Зачем Victoriabank покупает Microinvest} Молдавские Ведомости

Впервые в истории молдавский банк приобретает организацию микрофинансирования (МФО). До этого кредитные учреждения предпочитали создавать при себе аффилированные ростовщические конторы, давали им деньги и полностью их контролировали.

Третий по размеру банк Молдовы - Victoriabank, входящий в состав румынской финансовой группы Banca Transilvania, объявил о подписании соглашения о намерении приобрести 100 процентов долей в уставном капитале компании Microinvest – лидера небанковского финансового сектора РМ.

Разница между банком и микрофинансовым учреждением заключается в том, что первый имеет право принимать деньги на депозиты от населения. Во втором случае организации приходится выдавать кредиты только из собственных средств.

Вторая, не столь заметная, но существенная разница в том, что у микрокредитных организаций намного более либеральные требования к выдаче кредитов, вплоть до «только по предъявлении паспорта» или вообще по заявке через интернет (деньги вам привезут на дом). Естественно, этот либерализм подразумевает повышенные риски, что выливается в намного более высокие проценты.

В процентном соотношении на рынке кредитов для населения продолжают безусловно лидировать банки: в 2024 году кредиты банков покрыли 85 процентов потребностей молдаван в заемных средствах (с учетом ипотеки), остальная часть пришлась на небанковские кредитные организации, родственников и друзей. Общая задолженность физических лиц в 2024 г. составила 52 миллиарда лей, что на 10 миллиардов больше, чем в 2023 г. Что говорит о том, что потребительское кредитование развивается в Молдовы очень быстрыми темпами.

В последние месяцы 2024 года и в начале 2025 года страна столкнулась с новой волной инфляции. В январе НБМ на это отреагировал повышением учетной ставки, но это мало помогло.

Средняя процентная ставка по потребительским кредитам выросла незначительно: с 10,4 процента в четвертом квартале 2024 года до 10,6 процента в первом квартале 2025 года. Разница слишком мала, чтобы отпугнуть население. Количество ежемесячных кредитов немного снизилось - с 19 700 до 18 000, но значительно превышает уровень в 13 000 кредитов/месяц в 2023 году, что свидетельствует о продолжающейся тенденции к росту, а не к снижению.

В феврале 2025 года Молдова достигла нового рекорда: за последние 12 месяцев было выдано 14,2 миллиарда лей потребительских кредитов, что на 40 процентов больше предыдущего топового показателя.

Соотношение потребительского кредитования к ВВП достигло нового максимума: 2021 год - 4,4 процента, 2024 год - 4,6 процента, первый квартал 2025 года -  4,7 процента.

Ключевыми факторами, объясняющим эту динамику, являются доступность кредитов, рост доходов некоторых категорий населения и улучшение условий кредитования.

На сегодняшний день в реестре уполномоченных небанковских кредитных организаций, который сейчас ведет национальный банк Молдовы, зарегистрировано 196 компаний, что представляет собой небольшой рост по сравнению с 2020 годом, когда на этот сегмент отвечала национальная комиссия по финансовому рынку. Тогда их было 168.

Но не стоит обольщаться, значительное число их работает с убытками.

При этом Microinvest – крупнейшая небанковская кредитная организация в Республике Молдова, с активами в размере 6,6 миллиарда лей и кредитным портфелем в 6 миллиардов по состоянию на конец марта 2025 года. С командой из 355 профессионалов и 17 офисами по всей стране Microinvest обслуживает более 40 000 активных клиентов, включая частных лиц и местных предпринимателей.  Около 65 процентов кредитного портфеля компании приходится на бизнес-клиентов, из которых свыше 42 процентов – это аграрный сектор.

Но зачем все-таки банку понадобилось покупать небанковскую организацию?

Выскажем несколько предположений.

Во-первых, происходит консолидация финансового рынка Молдовы.

Недавно Victoriabank завершил процесс слияния с BCR Chișinău, стало на один банк меньше – осталось 10. При этом в Румынии Banca Transilvania, также совсем недавно, завершил поглощение местного филиала венгерского OTP Bank, который присутствует и в Молдове (пока еще с венгерскими учредителями). Скорее всего, это ненадолго.

А вот с рынком микрофинансирования пока ситуация не столь четкая – слишком много операторов. А непрозрачна она еще и потому, что в некоторые МФО могут быть вложены деньги сомнительного происхождения, например, наворованные политиками в ходе «мудрого управления Молдовой». Особенно это актуально сейчас, когда в страну из-за рубежа поступает много кредитов и грантов, а контроль за их расходованием нулевой.

Поэтому можно предположить, что через некоторое время (если власть в стране поменяется или будет такое требование Евросоюза) НБМ серьезно ужесточит требования к небанковским кредитным учреждениям и будет постепенно сокращать количество игроков, - в пользу остальных. И это тоже будет консолидация.

Во-вторых, финансовый сектор – важнейший инфраструктурный элемент государства. Такой же, например, как газопровод Яссы-Унгены-Кишинев, который молдавские власти уже отдали под контроль румынам. Или Международный свободный порт Джурджулешты, о покупке которого правительство Румынии ведет переговоры с его реальным владельцем – ЕБРР, даже не ставя руководство Молдовы в известность о ходе этих переговоров.

Нельзя пройти и мимо кадровой политики. Президент НБМ Анка Драгу в прошлом работала министром государственных финансов Румынии, а позже председателем сената. Год назад Андрей Стаматян, бывший руководитель таких румынских банков, как UniCredit România и CEC Bank, занял должность исполнительного директора Energbank в Молдове. На минувшей неделе молдавский Comerţbank начал поиски члена наблюдательного совета, и почему-то в Румынии. Крупнейший банк Молдовы MAIB уже два года рвется разместить свои акции на Бухарестской фондовой бирже, только ему в этом мешают некоторые ограничения в законодательстве Молдовы.

На этом фоне понятен интерес соседей к сегменту микрокредитования. И начать решили с лидера.

С чем же в конце концов останутся жители Молдовы? Да ни с чем, разве что с «Линеллой», «№1» и Local/Bonus, пока эти торговые сети вроде бы принадлежат молдавским предпринимателям. Но торговля – это как бы не совсем инфраструктура…

Олег ЛУКАШЕВИЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии