История

Тринадцать ступеней вверх. 80 лет Нюрнбергу и Кишиневский процесс

20.11.2025, 19:41
{Тринадцать ступеней вверх. 80 лет Нюрнбергу и Кишиневский процесс} Молдавские Ведомости

В Кишиневе прошел республиканский научно-практический форум «Уроки Нюрнберга», посвященный 80-летию со дня начала международного Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, сообщил Спутник Молдова. 

Нюрнбергский трибунал, начавшийся 20 ноября 1945 года, стал ключевым правовым и нравственным ориентиром для послевоенной эпохи, окончательно подведя черту под нацистским периодом истории и дав неизменную оценку его преступлениям, напомнил посол России в Молдове Олег Озеров. Он отметил, что принципы, сформулированные трибуналом, «остаются надежным заслоном на пути возрождения человеконенавистнических идеологий». 

Вот как описывает казнь руководителей рейха советский писатель Борис Полевой. 

Идя на виселицу, большая часть из них сохраняли присутствие духа. Некоторые вели себя вызывающе, другие смирились со своей судьбой, но были и такие, которые взывали к Божьей милости. 

Все, кроме Розенберга, сделали в последнюю минуту короткие заявления. И только Юлиус Штрайхер упомянул Гитлера. 

В спортивном зале, в котором еще за три дня до этого американские охранники играли в баскетбол, стояли три черные виселицы, из которых были использованы две. Вешали по одному, чтобы скорее закончить, очередного нациста вводили в зал тогда, когда предыдущий еще болтался на виселице. 

Приговоренные поднимались по 13 деревянным ступенькам к платформе высотой 8 футов. Веревки свешивались с балок, поддерживаемых двумя столбами. Повешенный падал во внутренность виселицы, дно которой с одной стороны было завешено темными шторами, а с трех сторон было заставлено деревом, чтобы никто не видел предсмертные муки повешенных. 

После казни последнего осужденного, Зейса-Инкварта, в зал внесли носилки с телом Геринга, чтобы он занял символическое место под виселицей, а также чтобы журналисты убедились в его смерти. 

После казни тела повешенных и труп самоубийцы Геринга положили в ряд. Представители всех союзных держав осмотрели их и расписались на свидетельствах о смерти. Были сделаны фотоснимки каждого тела, одетого и обнаженного. 

Потом каждый труп завернули в матрац вместе с последней одеждой, которая на нем была, и веревкой, на которой он был повешен, и положили в гроб. Все гробы были опечатаны. Принесли на носилках и тело Геринга, накрытое армейским одеялом… 

Менее известен тот факт, что суды над военными преступниками Германии проходили и после Первой мировой войны. Так называемые Лейпцигские процессы проходили с 1921 по 1927 год. По итогам Версальского мирного договора и решению многонационального комитета юристов кайзер Вильгельм II Гогенцоллерн был объявлен военным преступником и главным виновником мировой войны.  Ему предъявили обвинение в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров. 

Судей было пять – от США, Британии, Франции, Италии и Японии. Однако подсудимый после отречения находился в Нидерландах, будучи очень близким родственником голландской королевской семьи. На требование его выдачи МИД этой страны ответил, что это нарушит политику нейтралитета страны.

Вильгельм умер 4 июня 1941 года. Он был также инициатором уничтожения племен гереро и нама в 1904-1908 годах на территории современной Намибии – погибло около 75 тысяч человек. В 1985 году ООН назвала это первым геноцидом XX века, сравнимым с нацистским геноцидом евреев. В 2004 году Германия признала это преступление.

В Кишиневе был свой «Нюрнберг», на котором судили троих немецких военнослужащих во главе с генерал-майором вермахта Станислаусом фон Девицем-Кребсом и семерых румынских военнослужащих и жандармов во главе с полковником Д. Мариною. 

Фон Девиц-Кребс, военный комендант и начальник гарнизона Кишинева, обвинялся в том, что приказал расстрелять 2,6 тысячи военнопленных РККА, сжечь заживо около 2 тысяч женщин, стариков и детей в пригородных селах Кишинева, устроил «тифозный заповедник» для массового уничтожения крестьян, утвердил схемы разрушения Кишинева и снабдил солдат взрывчаткой. В итоге восемь обвиняемых получили по 25 лет, а двое румын - по 20 лет каторжных работ. После смерти Сталина всех выпустили на свободу. 

В 1948 году в Румынии был арестован и осужден к тюремному заключению бывший губернатор Бессарабии генерал Олимпиу Ставрат, которого освободили в 1955 году. Осенью того же года в Бухаресте были арестованы и переданы СССР редакторы выходивших в оккупированном Кишиневе газет Серджиу Рошка и Василе Цепордей. Их осудили за фашистскую пропаганду и обоснование политики террора и геноцида. Приговором от 8 января 1949 года был осужден военный комендант Кишинева Думитру Тудосе. В 1950 году был арестован и через два года пребывания в румынской тюрьме передан в СССР главный редактор газеты «Вяца Басарабией» Пантелеймон Халиппа. В СССР его приговорили к 25 годам. 

В 1953 году был осужден к 6 годам строгого режима лейтенант Августин Рошка, который командовал ротой, конвоировавшей евреев из Секурянского лагеря: по пути всех, кто не мог идти, расстреливали, через каждые 10 километров силами мобилизованных местных жителей вырыли могилы на сто трупов каждая. Всего расстреляли по пути из Сокирян до Атак, по признанию Рошки, около 500 евреев. 

В 1970 году в ФРГ был осужден к пожизненному заключению Пауль Цапп, организатор массового убийства евреев Кишинева; его освободили в 1986 году. Волна пересмотров приговоров началась после смерти Сталина. 

В 70-е годы в СССР судили фельдфебеля Вальтера Келлера, организатора массовых расстрелов евреев в районе Дубоссар.   

С 1944 года специальные комиссии документировали преступления оккупантов и коллаборационистов. Согласно докладу республиканской комиссии по учету ущерба Молдавской ССР, всего было создано 5270 комиссий, в которых принимали участие 19 739 человек. В докладе были указаны потери за период оккупации. Истреблено гражданского населения – 63 849 человек, подвергнуто «истязанию и пыткам» - 20 345 человек, «угнано в румынское рабство» - 47 242 человека. 

Власти Румынии в сентябре 1944 года передали советской стороне архив специальной разведывательной службы президиума совета министров Румынии и сигуранцы, раскрывавший их кадры и агентуру.  На основании этих данных СМЕРШ к середине ноября 1944 года арестовал в Румынии 794 человека, включая 546 агентов румынских спецслужб. 

В румынский плен попали около 20 сотрудников зондеркоманды «Р», в том числе бригадефюрер Х. Хоффмейер и его заместитель оберштурмфюрер СС Мюллер, которые покончили с собой. В Румынии вели самостоятельное преследование лиц, совершивших военные преступления, в том числе на оккупированной территории СССР в рамках принятого 12 марта 1945 года закона № 312 «О разоблачении и наказании виновных в разорении страны и военных преступлениях».

Василиса ФРУНЗЕ

 

 

Комментарии (0) Добавить комментарии