История

Как князь Галоша извинялся перед Игорем Смирновым

15.11.2025, 12:12
{Как князь Галоша извинялся перед Игорем Смирновым} Молдавские Ведомости

В более чем двухчасовом интервью журналистке Лорене Богза бывший премьер-министр Ион Стурза вспомнил о кризисе лета 1999 года, когда Кишинев и значительная часть республики остались без света, поскольку Тирасполь прекратил подачу электричества от Кучурганской ГРЭС. 

Стурза рассказал, как благодаря его договоренностям с румынскими партнерами Тирасполь вынужден был отступить и дать свет. О том, как все было на самом деле, рассказал в Facebook бывший вице-премьер в правительстве Стурзы Александр Муравский, который в июле 1999 года отвечал и за энергокомплекс. 

«Ситуация в энергетике была катастрофическая: долги Газпрому, Украине, Румынии и Молдавской (Кучурганской) ГРЭС копились годами, их возврата требовали, но не слишком настойчиво, и всегда можно было, поплакавшись в жилетку, добиться отсрочки, реструктуризации, оплаты продукцией. 

Но после российского дефолта 1998 года все стали неимоверно злыми, требовали оплату немедленно. И я крутился как белка в колесе. Легче всего было говорить с румынами, они были более лояльны, хотя на нас висел долг по тем временам достаточно большой, если мне не изменяет память в 30 миллионов долларов. 

С Газпромом проблему долга решали путем создания «Молдовагаз» и передачи Газпрому части активов, засчитанных в качестве его взноса в уставный капитал этого акционерного общества, а также путем выкупа облигаций на сумму в 140 миллионов долларов менее чем за 35 миллионов. Удавалось договариваться и с Украиной. 

С Приднестровьем перебрасывались письмами, они грозили санкциями, мы отбивались, но электроэнергия шла. И вдруг одним погожим июльским днем Кишинев остался полностью без электричества. В это время я стоял на трибуне парламента под градом вопросов о состоянии энергетики и убеждал депутатов, что ситуация под контролем. Прямо из парламента я уехал в Тирасполь, так как нас уведомило руководство Кучурганской ГРЭС, что это не авария, а отключение за долги. 

В Тирасполе я попал под шквал обвинений в том, что мы не платим, хотим получать энергию на халяву, и если не можем платить, то будем сидеть без света… Короче, началась ругань. Но все поняли, что так вопрос не решишь, успокоились, и я спросил: что случилось, ведь мы все могли договориться, наметились тенденции к снижению долга. 

Ответ я получил такой. Пару дней назад премьер Стурза на ТВ сказал, что угрозы отключить электроэнергию - это политическое давление. И в еще более жесткой форме выразил это после отключения. И пока премьер публично не заявит, что в этом нет никакой политики, что вопрос чисто экономический, света не будет. 

Я передал это Иону Стурзе. Требование было в определенной степени унизительным. Шло время, руководство страны, включая президента Лучинского, искало пути решения проблемы. Возможно, связывались с Москвой. Не знаю, так как трое суток сидел в Тирасполе. Наконец, пришло  согласие нашего премьера. 

С лидером Приднестровья договорились так. В 19.00 выходит программа новостей на русском языке «Месаджер», и если прозвучит согласованное заявление Стурзы, то свет будет, если нет – нет. 

В 19.00 в Тирасполе в кабинете вице-председателя правительства Приднестровья Виктора Синева мы с ним и министром энергетики Приднестровья Анатолием Блашку и другими ответственными за отрасль лицами уселись перед телевизором. 

Новости начались с заявления Стурзы об экономическом характере конфликта. Сразу поступил звонок Игоря Смирнова, давшего команду включить рубильник. 

Так разрешился кризис - без помощи румынской стороны».

Комментарии (0) Добавить комментарии