Немеренко всех прощает
2 ноября бывший министр здравоохранения Алла Немеренко написала прощальный пост в соцсети, указав: «Закончился мой срок полномочий министра здравоохранения, полный срок в двух правительствах, равный четырем годам и примерно трем месяцам».
В тексте обращения сквозит разочарование, видно, что Немеренко жаждала остаться и до слез обижена крушением надежд.
«Пандемия, война, беженцы, военные кризисы и огромный объем работы, - плачется отставная начальница. - Я приняла устаревшую, отсталую, разрушенную и разворованную систему здравоохранения с недостаточным и демотивированным персоналом, полную коррупции, о которой никто из предыдущих чиновников даже не осмеливался говорить, систему, совершенно недружелюбную к пациентам, которую пандемия истощила до последней капли сил».
По словам Немеренко, в больницах мыши бегали под кроватями, у пациентов воровали еду, в руководстве были кумовья, крестники, родственники, мужья и жены, администрировавшие медучреждения по 20-30 лет, на крупных тендерах годами побеждали одни и те же компании, пациенты ездили в больницу «со своими лекарствами, одеялами, кружками и банками супа, как в эвакуацию», а в списке компенсируемых лекарств вместо современных и дорогих были дешевые и примитивные.
Далее описываются чудеса, сотворенные Немеренко. О них мы уже знаем по ее отчетам, первый из которых почему-то появился в румынской газете.
Наши больницы «превзошли больницы высокоразвитых стран», но неблагодарные коллеги и пациенты подвергали министра-подвижника «нападкам, унижениями и предательствам». Однако Алла Немеренко всех прощает, потому что, по ее словам, «сильно любит свой народ» (видимо, «адекватную» его часть, как выражается Майя Санду). Она уходит, «оставив после себя результаты и инвестиции на многие миллиарды лей».
Ситуацию в той же соцсети Facebook прокомментировал Михаил Пысла.
Доцент, преподаватель Школы управления общественным здравоохранением и ГУМФ имени Тестемицану, бывший начальник центрального клинического военного госпиталя и военно-медицинского управления МО РМ, бывший глава республиканского центра медицины катастроф поставил Немеренко убийственный диагноз. (Текст излагается в сокращении).
«Состоялась инаугурация нового правительства, и, к разочарованию одних и радости других, в его состав не вошла долгожительница исполнительной власти – министр здравоохранения Алла Немеренко, которой удалось продержаться на посту весь срок, несмотря на многочисленные критические замечания и вотумы недоверия. Говорили, что такая стабильность объяснялась не столько исключительными профессиональными качествами, сколько политической защитой самого высокого уровня.
Когда формировалось новое правительство, Немеренко, хотя и не говорила об этом открыто, очень хотела получить новый мандат, что было очевидно. Когда этого не произошло, она не смогла скрыть своего разочарования.
Не исключено, что бывший министр все же надеялась остаться в сфере влияния на систему здравоохранения. Но если бы такое намерение было, оно бы уже материализовалось, а награждение орденом Республики больше напоминает не признание заслуг, а компенсацию за отставку.
Четырехлетняя работа Немеренко заслуживает того, чтобы ее проанализировали объективно и критично. Остановлюсь лишь на проблемных моментах, поскольку информация о достижениях уже роскошно отражена в ее последнем отчете - в триумфальном стиле и без малейшего намека на самокритику.
1. Отсутствие стратегического видения.
На словах министр ориентировалась на реформы, но в реальности не было четких и устойчивых ориентиров, преобладали реактивные, фрагментированные, часто непоследовательные решения.
Положения национальной стратегии «Здоровье-2030», одобренной правительством в 2023 году, остались на бумаге. Объявленные реформы в основном сводились к изолированным инициативам, импульсивным, обусловленным политическими обстоятельствами или личными интересами.
Реформы, считавшиеся «кардинальными», такие, как передача районных больниц в ведение минздрава или слияние двух республиканских больниц, были противоречивыми, заявленных целей не достигли, и сложилось впечатление, что они сильно отличались от истинных целей.
2. Сосредоточенность на закупках и имидже
Упор делался на массивные закупки сложного оборудования и ремонтно-модернизационные работы, но в ситуации непрозрачности. Дорогое оборудование закупалось для учреждений, не имеющих обученного персонала, возможности эффективно его обслуживать, по принципу: главное – чтобы было видно, как хорошо работает минздрав.
3. Диктаторский стиль руководства и управленческая нестабильность.
Централизация управления, концентрация полномочий по принятию решений на уровне министра. Альтернативные мнения, консультации играли незначительную роль. Государственные секретари, руководители подразделений министерства и руководители подчиненных учреждений имели ограниченную автономию. Авторитарный стиль руководства, высокомерное поведение препятствовали сотрудничеству и свободному выражению мнений. Иные точки зрения не допускались, за это людей маргинализировали и отстраняли от должности.
Атмосферу нестабильности создавало наличие большого количества временных администраторов, что противоречит правовым нормам. Временная работа стала правилом, а не исключением в отсутствие прозрачности и конкурсов, в обстановке фаворитизма, требования лояльности, а не эффективности.
3. Непрозрачность и плохая коммуникация.
Важные решения часто принимались без реальных консультаций с общественностью, сообщались постфактум и без четкого обоснования. Министр избегала передач и интервью, где ей могли задать неудобные вопросы, предпочитая контролируемые выступления, ориентированные на саморекламу, а не диалог.
5. Разделение медицинского сообщества
Взамен солидарности установилась атмосфера недоверия и деструктивной конкуренции. Формировались враждебные лагеря, в которых критерии личной лояльности или политической принадлежности часто преобладали над критериями профессионализма. На смену доверию и сотрудничеству пришли конфликты и конфронтация.
6. «Беспрецедентные» события
Впервые за более чем 30 лет на акцию протеста вышли медики двух республиканских больниц, недовольные решениями правительства.
Впервые в 2025 году в день медработника не была вручена ни одна государственная награда, а поздравления руководства государства были сухими.
Впервые министр упразднила аттестационную комиссию руководителей здравоохранения и отказалась от роли основателя Школы управления общественным здравоохранением.
«Удастся ли новому министру Эмилю Чебану исправить ситуацию? – спрашивает Михаил Пысла. - Это сложная задача, но результаты, надеемся, последуют. Остается лишь пожелать ему удачи».
Олег ВОЛКОВ
Новости по теме
- 01.11, 08:46
- 01.11, 06:30
- 31.10, 10:17
- 30.10, 16:08
- 28.10, 06:00
- 21.10, 12:55
- 19.10, 08:21
- 18.10, 12:51
- 17.10, 16:29
- 16.10, 10:05
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- 01.11, 08:46
- 01.11, 06:30
- 31.10, 10:17
- 30.10, 16:08
- 28.10, 06:00
- 21.10, 12:55
- 19.10, 08:21
- 18.10, 12:51
- 17.10, 16:29
- 16.10, 10:05
