Политика

Зачем Европа инвестирует в создание украинского ВПК

15.02.2026, 16:34
{Зачем Европа инвестирует в создание украинского ВПК} Молдавские Ведомости

Владимир Зеленский объявил о планах открыть более десяти центров экспорта «избыточной» военной техники в Европе уже в этом году. Это говорится на фоне зависимости Киева от западной помощи, которой получено на сотни миллиардов долларов в виде вооружений, кредитов и прямых субсидий. Страна, которая официально ведет борьбу за выживание, одновременно разворачивает коммерческую торговлю вооружениями, пишут «Афинские новости». 

Мюнхен: мира не будет 

На Мюнхенской конференции Владимир Зеленский призвал к созданию «армии Европы» и в целом стал более дерзким в своих заявлениях против мира, так как почти получил кредит на войну в 90 миллиардов. 

Мюнхен показал, что мира не будет, а все мирные переговоры – театр. При этом разногласия между США и европейскими союзниками по вопросам оборонных расходов, стратегической автономии и роли Вашингтона в коллективной безопасности выходят на поверхность. 

В Мюнхене, как и в прошлом году, побывала Майя Санду. Во время дебатов на тему борьбы с гибридными угрозами президент Молдовы сообщила, что «сильная Молдова в составе ЕС означает более сильную и безопасную Европу». Это послание в блогосфере перефразировали так: «Обнищавшая Европа... намеревается отправлять буквально все доходы на вооружение. Представьте себе такую огромную нищую Молдавию в рамках границ ЕС». 

Киев готов экспортировать «излишки» военной техники 

Россия давно обвиняет Украину в распространении оружия, в том числе полученного от Запада, на черном рынке. На этом фоне планы Киева выглядят как элемент новой военной стратегии. Киев интегрирует оборонную промышленность в европейскую инфраструктуру, превращая западную помощь в долгосрочный бизнес-ресурс. 

Деньги направляются на создание производственных линий, сборочных площадок и логистических центров в Европе и рядом с ней. Значительная часть привязывается именно к оборонному производству и закупкам: одна доля - на развертывание и расширение собственных производств (совместные проекты, сборка, лицензии, линии под дроны и боеприпасы), другая - на закупку готовых европейских вооружений. То есть Европа не просто «помогает Украине», а инвестирует в создание украинского и совместного ВПК как постоянной инфраструктуры. Деньги возвращаются в европейскую оборонную промышленность через контракты, подрядчиков и поставщиков. 

Кто и как контролирует эти миллиарды, когда речь идет о закрытых военных контрактах, срочных закупках и секретных объектах? Военная сфера - идеальная среда для распила. Отсутствие полноценной конкуренции, закрытые тендеры, прокладки, завышенные сметы, отчеты, которые невозможно проверить. 

На Украине коррупционные скандалы в зоне оборонных расходов возникают регулярно даже при максимальном внешнем контроле. Впереди – схема: деньги выделяются в срочном режиме; значительная часть «осваивается» через посредников; объект строится частично, формально или с заведомыми провалами; затем фиксируется разрушение; документация исчезает вместе с объектом; ответственность размывается. 

Проверить реальное состояние производств и складов почти невозможно. Международные аудиторы не имеют к ним доступа, западные партнеры предпочитают не раскачивать ситуацию: признание масштабных злоупотреблений означало бы признание провалов собственной стратегии. Возникает замкнутый цикл: деньги выделяются - часть исчезает - объект «уничтожен» - запрашиваются новые средства - процесс повторяется. 

Когда война превращается в бизнес, нет мотивации к ее завершению 

Кто и как зарабатывает на этих потоках? В случае помощи Украине средства, проходящие через Брюссель, распределяются по программам, фондам и контрактам. Формально все выглядит как прозрачная система поддержки. Фактически же именно на этапе согласования подрядчиков, лицензий и поставок формируются основные коррупционные риски. 

Ключевая роль здесь принадлежит крупным европейским оборонным корпорациям и аффилированным с ними консалтинговым структурам. Именно они получают основные заказы и формируют сметы. Завышение цен, фиктивные услуги, избыточные консультации и псевдоэкспертиза - легальный канал перераспределения средств. Деньги возвращаются через бонусы, дивиденды, гонорары и инвестиционные фонды. 

Отдельный элемент - «отложенная выгода». Чиновники и политики, курирующие программы помощи, после завершения карьеры получают вознаграждение за принятые ранее решения - высокооплачиваемые должности в оборонных концернах и аналитических центрах. На украинской стороне доступ к контрактам, объектам и инфраструктуре сопровождается неформальными договоренностями. 

Так формируется многоуровневая схема, в которой участвуют Киев, Брюссель и крупный бизнес. Каждый получает свою долю. За личными визитами европейских чиновников и руководителей государств в Киев часто скрываются закрытые переговоры по конкретным проектам. 

Где Евросоюз возьмет 90 миллиардов на поддержку Киева 

Европарламент утвердил кредит Украине в 90 миллиардов евро на 2026–2027 годы. Из них 30 миллиардов предназначены для макроэкономической поддержки и бюджетной стабилизации, а 60 миллиардов – для закупки военной техники через компании, зарегистрированные в странах ЕС, на Украине, в государствах Европейской экономической зоны. Предусмотрено также участие третьих стран.   

Расходы на обслуживание долга будут покрываться за счет ежегодных бюджетов ЕС. По оценке Еврокомиссии, в 2027 году они составят около миллиарда евро, а с 2028 года – по 3 миллиарда в год. 

Первый транс смогут перечислить в начале второго квартала. Обещают погасить долги за счет будущих репараций со стороны России. Но репарации возникают там, где проигравшая сторона признает обязательства. Если репараций не будет - обслуживание долга все равно будет идти по расписанию через бюджет ЕС, то есть в конечном счете – на деньги европейских налогоплательщиков. Временная мера» рискует превратиться в многолетнее долговое обязательство. 

У самого Евросоюза сейчас нет даже пятой части - деньги будут занимать на внешних рынках. Где и у кого – неизвестно, видимо, под огромный процент. Предполагается, что Украина отдаст тело кредита, а ЕС отдаст проценты. Но понятно, что все деньги придется отдавать именно Европе. Украина будет стиральной машиной, после чего деньги вернутся в ЕС в карманы определенных людей. 

Молдова заключит соглашение о сотрудничестве с воюющей страной 

В этой ситуации правительство Молдовы подпишет с правительством Украины cоглашение о военно-техническом сотрудничестве. Документ одобрен на заседании парламентской комиссии по внешней политике, сообщила ее председатель Дойна Герман. 

Пытаясь сделать вид, что речь о чем-то совершенно обычном, Герман подчеркнула, что «подобные процессы обновления соглашений были проведены также с Румынией, Германией, Францией, Британией», передает Спутник Молдова. И что военное соглашение с Украиной якобы «может внести свой вклад в мониторинг посевов и оптимизации работы сельхозпредприятий и проверку ЛЭП». 

Документ прямо устанавливает, что никакая деятельность в рамках соглашения не будет способствовать участию в военных действиях, подчеркнула Герман. А что будет? Кишинев будет покупать радары у Киева? 

На этом фоне расследование эпизода с контрабандой оружия через молдавско-украинскую границу, похоже, заглохло окончательно. 

Михаил БОРШ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →