Общество

Жители Вилково бегут в Молдову

11.11.2025, 08:59
{Жители Вилково бегут в Молдову} Молдавские Ведомости

Водный путь, на одном берегу которого пришвартованы небольшие лодки, а на другом - ветхие здания. Канал в Вилково. Национальная идентичность не так глубоко укоренена в регионе, который неоднократно переходил из рук в руки. Так «The New York Times» объясняет ситуацию в «украинской Венеции», откуда бегут мужчины призывного возраста.

Украина сталкивается с серьезной проблемой уклонения от военной службы, но нет места, которое сравнилось бы с Вилково - городом на Дунае, где мужчины призывного возраста практически исчезли, пишет издание. Многие пытаются избежать военной службы.

Уникальная география и история Вилково, захудалого рыболовецкого порта на реке Дунай, превратили его в преувеличенную версию Украины в миниатюре, где мужчины призывного возраста практически исчезли. «Кто остался? - переспрашивает 42-летний Иван, который просит не называть его фамилию ради его безопасности. - Женщины, старики и мужчины, которые стараются не выходить на улицу без необходимости».

Сотрудники ТЦК задержали Ивана на остановке и высадили на учебной базе, но через три дня он самовольно покинул армию и с тех пор прячется дома, редко выходя на улицу.

Почти через четыре года после начала российского вторжения Украина столкнулась с двойной проблемой: нехваткой войск и уклонением от военной службы. Многие мужчины призывного возраста 25-60 лет нарушили закон, запрещающий покидать страну, в то время как другие играют в кошки-мышки с офицерами ТЦК или просто отсиживаются дома.

Мужчины пытаются переправиться через реку в Румынию на лодках, с водолазным снаряжением и даже на самодельных плотах из пятилитровых пластиковых бутылок. Майор пограничной службы Олег Мукомела рассказал: «Даже хорошо подготовленные люди попадали в течение и были унесены им».

«Румыния манит, видна прямо за Дунаем, а Молдова совсем рядом, так что побег необычайно заманчив, - пишет газета. - Многие мужчины выбрали этот путь. Одни погибли при побеге, другие были пойманы. Вилково окружено реками, болотами и заграждениями, что делает побег достаточно сложным и опасным, и таким, как Иван, лучше просто прятаться, опасаясь стука в дверь».

В городке вместо улиц проложены каналы, а водные пути патрулируют пограничные катера. Из Вилково ведет всего одна дорога, и на ней установлены пограничные блокпосты. Дальше главная магистраль, обеспечивающая доступ к остальной части страны, пересекает Молдову, а затем возвращается на Украину, проходя через пограничные посты. Была еще одна крупная дорога, ведущая в Одессу, пока российские бомбардировки не повредили мост.

Морякам разрешено покидать Украину для работы на судах. Многие не вернулись. Их жены и дети, оставшиеся на родине, теперь навещают их в соседних странах, где мужчины снимают жилье между морскими рейсами.

Уклонисты, которые могут обойти блокпосты, часто бросают свои машины и пешком идут через леса в Молдову. Преступные сети незаконно вывозят людей из страны, получая за это огромные деньги.

Из почти 8000 жителей в Вилково осталось около 5000, хотя, учитывая то, как много людей скрывается, оценить их точное число сложно. Каждый знает кого-то, кто уехал. «Я очень скучаю по нему», - говорит 55-летняя Галина Силарина о своем друге-моряке, который уехал в начале войны.

Один местный житель - ему почти 60 лет, но он все еще подлежит призыву, - утверждает, что примерно половина оставшихся мужчин призывного возраста вообще не выходят из дома. Есть ощущение, что ты в ловушке, но главное - не зацикливаться на этом.

Из-за отсутствия мужчин женщины занялись традиционно мужскими профессиями, в том числе рыболовством, являющимся основой экономики города. По словам Матвея Иванова, из примерно 700 рыбаков в Вилково осталось всего 70, большинство старше 60 лет. В мэрии все сотрудники – женщины: «Я единственный оставшийся мужчина. Сейчас в городе женщины повсюду. Им это нравится, они взяли под контроль все сферы деятельности и всем управляют».

Две сестры, 67-летняя Антонина Биловоленко и 63-летняя Клавдия Москвичева, работают в рыболовной компании. Это тяжелый труд, но они всегда любили рыбалку. До войны не могли найти такую работу, и в основном занимались садоводством. Но в условиях дефицита рабочей силы компании стали нанимать женщин. Теперь каждый день сестры надевают теплую одежду, готовят сети и отправляются на ловлю рыбы.

Сергей Третяк, командир 68-й отдельной егерской бригады имени Олексы Довбуша, говорит, что в обществе неоднозначное отношение к мобилизации: многие люди не хотят выходить из зоны комфорта и идти воевать. При этом он не захотел давать оценку тому, как сейчас проводится мобилизация на Украине, отметив: «Это пиковая точка, и это никому не нравится».

Комментарии (0) Добавить комментарии