Александр Улановский и три провала советской разведки
Александр Петрович Улановский, советский разведчик-нелегал, в 30-х годах возглавлявший советскую резидентуру в США, Китае, Дании, родился в Кишиневе в семье еврея-портного 24 декабря 1891 года. Его мать, шестеро сестер и братьев дожили до глубокой старости, но он ушел из дома в ранней юности и десятилетиями не встречался с родными. Жена, разведчица Надежда Улановская, и дочь Майя оставили записки «История одной семьи», в которых рассказали о жизни Александра.
После смерти мужа и отца Надежда и Майя переехали в Израиль. Сам Александр Петрович безразлично относился к своему еврейскому происхождению. При рождении ему дали имя Израиль. Но для близких он всегда был Алешей. Не унаследовал и ремесло отца, хотя навыки остались на всю жизнь, иглу и утюг держал как профессионал.
Из Кишинева семья переехала в Одессу, жили на Молдаванке, в доме, полном воров и проституток. Потом перебрались в Керчь, где Алеша в 14 лет пошел в жестянщики. В школе он учился всего два года, но всю жизнь был неутомимым самоучкой.
В 1905 году молодой Улановский примкнул к анархистам, у которых в Кишиневе была подпольная типография. После ее провала Александра, приехавшего в Бессарабию нелегально, арестовали, судили и сослали в Туруханский край. В то время там находились в ссылке Яков Свердлов и Иосиф Сталин, обратившие внимание на молодого пролетария.
В 1913 году Улановский бежал. Через Архангельск, нанявшись кочегаром на английский пароход, ушел за границу. В дороге выучил английский по самоучителю, взятому у Сталина, и вскоре свободно заговорил. Прожив за границей два года, выучил немецкий и французский.
В Лондоне ушел с парохода, ночевал в ночлежках, поехал в Париж, работал на заводе Рено, пешком обошел Германию. Питался фруктами с деревьев,
которые росли у дороги, нанимался в крестьянские дома за еду, работал на шахте. Перебрался через несколько границ и оказался в Кишиневе, где был задержан и вновь отправлен по этапу в Туруханский край.
Свобода пришла в 1917 году. А уже в 1918-м Улановский в одесском подполье, его псевдоним - Алеша Черный. Там и встретил будущую жену Надежду. Вдвоем они оказались в Крыму, работали в подполье, партизанили в лесах.
И вот они снова в Одессе. Советской власти предложил свои услуги Мишка Япончик, взявшись организовать полк из 30 тысяч человек. Полк направили на фронт, но по дороге бойцы захотели пограбить, отказались воевать, и комиссар застрелил Мишку. А через несколько месяцев на одесском бульваре уголовники убили комиссара, чьим именем потом одно время назывался этот бульвар.
Из Одессы Улановский ушел на бронепоезде, которым командовал легендарный Анатолий Железняков, анархист, разогнавший в январе 1918 года в Петрограде Учредительное собрание. В боях с белыми он был убит, а Алеша Черный стал заместителем нового командира бронепоезда.
В 1928 году Улановский приходит на работу в ВЧК-ОГПУ. Вместе с легендарным разведчиком Рихардом Зорге работает в Китае в 1929-1930 годах. Вот как вспоминает о Зорге Надежда Улановская.
«Высокого роста темный шатен, выглядел старше своих 35-ти лет – значительное, интеллигентное лицо в морщинах. Он был ранен в Первую мировую войну и прихрамывал. Говорил с нами по-немецки и по-английски. Я не знала, что он родился в России и владел русским не хуже нас… Зорге было, конечно, легче, чем нам. Он был самим собой, жил под своим именем, со свой собственной биографией и не понимал, каково это – каждую минуту разыгрывать чужую роль. Ему приходилось скрывать только то, что он - советский разведчик…
… Главным авторитетом во всем, что касалось «светской жизни», был для нас Зорге. В Шанхае были колониальные нравы, европейцы держались господами, а наши навыки в области этикета были очень скромными. Зорге же происходил из буржуазной семьи, одевался и держался, как полагается.
Мне нужен был настоящий гардероб, приобрести его было непросто – принято было шить на заказ. Удалось купить три готовых шелковых платья: синее, бежевое и зеленое с цветами. Я в молодости признавала только «английский стиль», ярких платьев не носила, особенно зеленое было против моих правил, но Зорге его очень рекомендовал. Заказали и белье – с тончайшей вышивкой по шелку. Шили и вышивали китайцы-мужчины.
Чтобы казаться настоящими европейцами, мы ходили в кабаре. Зорге сказал, что для кабаре обязательно нужна шаль. Они с отцом поехали по делам в Кантон и привезли мне оттуда настоящую кантонскую шаль. Я храню ее до сих пор, хотя это самая бесполезная в обычной жизни вещь».
Советская разведка в Китае добывала материал о военных планах Японии, где Зорге позже стал советским резидентом. Провал шанхайской резидентуры произошел по вине агента, проигравшего деньги разведчиков и начавшего их шантажировать. Супруги бежали в Марсель, оттуда выехали в Париж и вернулись в Москву.
В 1930-м – командировка в Берлин, и снова провал. Супругов хотели послать в Румынию, но планы переменились, и в 1931-м они отправились в двухгодичную командировку в США, где предстояло добыть техническую документацию по Панамскому каналу.
В 1935 году Улановский руководит резидентурой в Дании, и там происходит одно из самых громких фиаско советской разведки. Вот как об этом рассказывает Майя Улановская.
«У отца был помощник, американец Джордж Минк. Знали мы его с 1921 года, он приезжал в СССР, работал в Профинтерне и в Коминтерне. Отец не любил его, но доверял, и, как оказалось, напрасно. Минк стал приставать к девушке, которая приходила к нему убирать, Она заявила в полицию, что Минк пытался ее изнасиловать. К нему пришли и обнаружили технику, бланки паспортов. Полиция устроила засаду. Как раз на этот день была назначена в той квартире встреча, и всех схватили».
Крупнейший провал советской разведки в Копенгагене известен как «совещание резидентов». Вот официальная версия. Причиной катастрофы стало пренебрежение приказом из Москвы не вербовать датских коммунистов, за которыми следила полиция Копенгагена. В итоге она вышла на Улановского. 20 февраля 1935 года на квартире, где проходила встреча, были арестованы сам начальник резидентуры, трое советских разведчиков, десять иностранных агентов - два американца и восемь датчан. Двое разведчиков оказались там случайно: они возвращались из Германии в СССР и решили навестить друга.
Улановскому дали четыре года, но досрочно освободили в 1936 году. Он вернулся в СССР, преподавал в разведшколе, в военной академии имени Фрунзе. В 1941 году пошел на фронт, вскоре получил тяжелое ранение. После выписки из госпиталя работал на Дальнем Востоке переводчиком на приемке транспортов с ленд-лизом. В 1946 году - перевод в Москву, работа в Главсевморпути.
Надежда Улановская преподавала английский в МГИМО. В 1948 году она была арестована по обвинению в шпионаже и получила 15 лет. Письмо Сталину с напоминанием о совместной ссылке в Туруханском крае осталось без ответа. В 1949 году был арестован и сам Улановский, по версии жены - за анархистское прошлое. Приговор – десять лет с конфискацией имущества. В 1951 году арестовали и дочь Майю.
Александр Улановский отбыл срок в 1949–1954 годах на руднике в Джезказгане, откуда был переведен в инвалидный дом в Караганде. В 1956 году семья воссоединилась в Москве. А в 1971 году Александр Петрович скончался от инфаркта. Судя по мемуарам жены и дочери виновника трех крупнейших провалов советской разведки, они были крепко обижены на Советскую власть.
Василиса ФРУНЗЕ
Новости по теме
- Сегодня, 06:00
- Вчера, 21:00
- 17.02, 07:01
- 17.02, 06:05
- 16.02, 06:00
- 15.02, 10:01
- 15.02, 06:02
- 15.02, 06:00
- 14.02, 07:23
- 13.02, 14:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 06:00
- Вчера, 21:00
- 17.02, 07:01
- 17.02, 06:05
- 16.02, 06:00
- 15.02, 10:01
- 15.02, 06:02
- 15.02, 06:00
- 14.02, 07:23
- 13.02, 14:00
