Политика

Бузу о реформе местного самоуправления: 320 мэрий в процессе объединения

03.02.2026, 19:05
{Бузу о реформе местного самоуправления: 320 мэрий в процессе объединения} Молдавские Ведомости
Более 320 мэрий уже проходят процесс добровольного объединения, заявил генеральный секретарь правительства Алексей Бузу в интервью IPN.

По словам чиновника, реформа местного публичного управления направлена ​​на консолидацию мэрий, модернизацию государственных услуг и приближение граждан к решениям, принимаемым на местном уровне. Процесс направлен не только на оптимизацию административной деятельности, но и на расширение доступа к услугам, их цифровизацию и осуществление устойчивых инвестиций в общины, при этом сёла останутся активными и будут развиваться.

Реформа местного публичного управления в настоящее время находится на стадии общественных консультаций. Уже состоялось несколько заседаний по этому вопросу. Что вы можете сказать на данном этапе — каков основной вывод на сегодняшний день?

За последние три недели мы провели несколько дискуссий с нашими коллегами-мэрами, членами советов, местными выборными должностными лицами, руководителями районов и представителями гражданского общества. На этой неделе мы начали консультации с парламентскими фракциями. Я очень рад, что все парламентские фракции откликнулись на наше приглашение к диалогу и консультациям.

Я считаю, что существует, я бы сказал, более широкий консенсус в понимании важности укрепления местного государственного управления, необходимости сильных мэров, и, конечно, существуют разные мнения относительно степени амбиций, скорости действий и способов достижения этой общей цели.

Мы можем ускорить местное и региональное развитие, когда у нас будут сильные мэры, когда у нас будут подготовленные и мотивированные люди, люди, обладающие необходимыми инструментами, ресурсами и навыками для этого.

Вы упомянули парламентские фракции. С какими из них вам уже удалось встретиться и с какими ещё предстоит обсудить этот вопрос? Какие позиции были высказаны на данный момент?

Вчера, прежде всего, мы провели консультации в профильной комиссии — Комиссии по публичному управлению и региональному развитию, после чего состоялись обсуждения с фракциями Политической партии «Демократия дома» и Политической партии «Наш Партия». Сегодня запланированы встречи с фракцией Блока «Альтернатива», а в течение этой недели мы надеемся обсудить вопросы со всеми парламентскими фракциями. На следующей неделе у нас запланированы встречи и консультации с внепарламентскими партиями, а также начинается работа по проведению консультаций в каждом районе страны.

Г-н Бузу, простыми словами, что подразумевает эта реформа? Каковы основные цели реформы местного публичного управления?

Мы предлагаем несколько аспектов. Прежде всего, необходимо понимать, что в Республике Молдова примерно 60% городских администраций страны управляют делами и проектами для населения численностью менее 1 500 человек. У нас есть городские администрации, обслуживающие 400, 600 и так далее.

В таких условиях гораздо сложнее реализовывать и ускорять наши проекты местного развития, обеспечивать всем гражданам качественные дороги, водоснабжение, канализацию, современные и адекватные услуги по утилизации твёрдых отходов и так далее. Когда в городской администрации работают всего четыре-пять специалистов, сложно привлекать проекты, инвесторов, поддерживать инвестиции и услуги, необходимые для граждан.

Поэтому мы предлагаем, по сути, перекроить административную карту страны. Мы понимаем, что многие городские администрации были созданы в ином политическом и демографическом контексте, и что их структура проектировалась в период, когда интернет не был широко распространен, не говоря уже об искусственном интеллекте, и до всех усилий и прогресса, достигнутых в цифровизации государственных услуг и в доступе граждан к информации и технологиям.

Во-вторых, мы стремимся укрепить команды, чтобы структура городских администраций и местного самоуправления отражала первоочередную задачу – развитие. В настоящее время в большинстве городских администраций, за некоторыми исключениями, отсутствуют хорошо подготовленные специалисты по привлечению инвестиций и проектов, специалисты в области государственных закупок или управления услугами.

Процесс цифровизации в государственном управлении затягивается. Многие процессы по-прежнему осуществляются на бумаге, аналогично отсутствуют электронные базы данных. Способ, которым городские администрации обслуживают граждан, не всегда эффективен. У нас нет единого центра обслуживания, граждане пользуются разрозненными услугами, и неясно, когда они могут получить справку, поддержку, консультацию или помощь.

Наша цель — рассмотреть все эти вопросы и прояснить их в рамках данной реформы, чтобы извлечь уроки из практики других стран-кандидатов и государств-членов Европейского союза, которые провели тщательную подготовку, целенаправленно инвестировали в профессиональные навыки своих коллег в местном государственном управлении и сумели привлечь ресурсы, в которых так остро нуждаются их сообщества.

И, наконец, очень важный аспект связан с тем, что мы рассматриваем эту реформу как возможность приблизить гражданина к процессу принятия решений. Это означает, что городские администрации, местные органы власти, а также центральные органы должны стать более подотчетными и прозрачными, чтобы граждане понимали, куда идут налоговые деньги, как используются их ресурсы, участвовали в определении приоритетов местного развития, могли задавать вопросы о том, какими должны быть услуги, сколько они должны за них платить и так далее.

Мы уже видели критику в публичном пространстве, особенно касающуюся числа мэрий, которые могут быть ликвидированы, а некоторые обвиняют, что исчезнут сёла. Что вы на это ответите?

Каждый раз, когда мы инициировали реформы, – а у меня уже есть некоторый опыт в этом отношении – это было естественно, потому что мы живем в демократическом обществе, каждый имеет право на собственное мнение, и мы поощряем и прислушиваемся к нему. Сейчас мы говорим об административной части мэрий. Сёла останутся, сёла будут процветать и развиваться.

Я считаю, что за последние годы, в течение предыдущего срока полномочий, несмотря на все вызовы, с которыми столкнулась наша страна, мы уделяли приоритетное внимание местному развитию, и каждый год правительство выделяло всё больше ресурсов, которые предоставлялись нашим коллегам из местной власти для развития услуг, сёл и общин. Мы инвестировали в более чем 100 детских садов, домов культуры, уличное освещение, водоснабжение и канализацию. Так сёла процветают и развиваются.

Вот почему мы говорим, что сообщества будут развиваться, если у них будут сильные мэры. Это наша цель. Сёла останутся, никто не будет посягать на их идентичность, услуги останутся, и они станут даже лучше, качественнее и доступнее.

Подобные попытки дезинформации граждан были и тогда, когда мы инициировали реформу «Restart», когда говорили, что мы заберём услуги у граждан, у общин, у самых уязвимых, тогда как на самом деле произошло ровно наоборот. Мы инвестировали в услуги и приблизили их к гражданам. То же самое произойдёт и сейчас, однако необходимы комплексные усилия, открытые и основанные на участии. Именно поэтому мы стараемся проводить этот процесс консультаций и выслушивания мнений с как можно большим количеством участников и организаций, потому что мы действительно хотим узнать их мнение и понять их точку зрения.

Мы очень рассчитываем на добровольный процесс объединения, потому что именно местные выборные должностные лица, сообщества и мэры знают лучше всего. Они могут принимать решения, вести переговоры, согласовывать структуру новой администрации, и мы будем с ними, помогая им на каждом этапе, чтобы ускорить процесс развития наших сёл и регионов. Хочу отметить, что в бюджете на 2026 год мы увеличили ассигнования на капитальные инвестиции на 55%.

В этом году у нас больше ресурсов, которые мы предоставим местным органам власти для ускорения местного развития.

Цель этих реформ – обеспечить надлежащее использование этих ресурсов и их рост. Потому что, если у нас не будет сильных мэров и адекватной фискальной базы, эти инвестиции со временем будут потеряны, они не будут устойчивыми. Мы все будем разочарованы тем, что вложили значительные ресурсы, но из-за отсрочки необходимых реформ не смогли их сохранить.

Дорога, отремонтированная в 2025 или 2026 году, потребует технического обслуживания. Построенный нами водопровод потребует обслуживания, ему потребуется муниципальное предприятие, которое будет взимать плату, обеспечивать надлежащее качество подаваемой воды и устранять неполадки в случае аварии. То же самое относится к службе утилизации отходов или любой другой необходимой общественной службе, естественной для страны-кандидата в ЕС, такой как Республика Молдова.

Процесс добровольного объединения мэрий уже идет в некоторых населённых пунктах. Сколько мэрий уже начали этот процесс и на каком этапе он находится?

В настоящее время, по нашим оценкам, в процессе объединения участвуют более 320 мэрий. Этот процесс состоит из нескольких этапов: необходимо заявить о своем намерении, обсудить и разработать новое видение для созданной административной единицы. Я считаю, что это число увеличится, поскольку в ближайшее время мы внесем поправки в законодательство, которые упростят процедуру объединения.

Например, мы предлагаем исключить текущий этап процесса, связанный с досрочными выборами. Муниципалитеты будут вовлечены в добровольный процесс объединения без необходимости организации досрочных выборов. Процесс может быть подготовлен, а выборы состоятся в день всеобщих местных выборов в 2027 году.

Мы упростим ряд процедур, предложим больше возможностей для достижения целей и участия общественности. Мы разработаем стимулы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Например, мы предлагаем изменить структуру, регулирующую порядок использования муниципалитетами собственных ресурсов.

Мы хотим расширить фискальную базу муниципалитетов.

Как я уже упоминал, мы стараемся сделать все возможное для создания сильных муниципалитетов, для развития населенных пунктов. Мы будем больше инвестировать в профессиональную подготовку наших коллег в сфере местного публичного управления.

Мы окажем им поддержку и ускорим цифровизацию. В настоящее время мы работаем с нашими коллегами из кадастра, а также с сотрудниками АГУ, чтобы максимально упростить бюрократические процессы в рамках процесса объединения.

С какими основными трудностями сталкиваются мэрии в процессе объединения? Полагаю, что ведутся обсуждения с мэрами. Что они говорят по этому поводу?

Это довольно деликатный процесс. Нам необходимо объяснить его гражданам. Как я уже говорил каждый раз, когда мы обсуждаем объединение, возникает нежелание и опасение, что административные услуги, предоставляемые мэриями, могут быть упразднены.

В рамках правительства мы планируем расширить сеть единых центров предоставления услуг. Они будут находиться в объединённых мэриях. Для понимания: по нашим расчетам, одна мэрия в настоящее время предоставляет около 22 административных услуг.

В этих объединённых центрах в настоящее время предоставляется около 120 услуг, включая кадастровые услуги, услуги Национального социального страхования, АГУ, услуги по регистрации актов гражданского состояния и так далее. В этом году мы стремимся увеличить количество предоставляемых услуг до 600.

Говорили, что граждане, обращаясь в эти пункты обслуживания, смогут воспользоваться всеми государственными услугами, предоставляемыми любым учреждением государственного сектора Республики Молдова. Это означает не только то, что мы не будем лишать граждан возможности получать услуги, но и то, что мы расширим спектр услуг и предоставим их более понятным, безопасным, эффективным и доступным способом.

Мы обеспечим создание «единого окна» во всех мэриях Молдовы и будем сотрудничать с нашими коллегами, чтобы гарантировать, что когда организация, предприниматель, гражданин или группа граждан обращаются с петицией или просьбой, их обрабатывают профессионально, дружелюбно, адекватно и эффективно.

Готовы ли мэры и граждане к таким реформам? Некоторые мэры отмечали, что многие могут не принять их так легко, поскольку это в некоторой степени означало бы отказ от части полномочий. Открыты ли они к диалогу?

В качестве министра труда и социальной защиты у меня была возможность общаться со многими мэрами, и я могу сказать, что большинство из них — феноменальные люди. Это местные лидеры, люди, которые рисковали, брали на себя обязательства перед своими гражданами.

Я видел большинство из них как людей, которые ставят интересы своих граждан выше собственных. Быть мэром в Молдове — дело непростое.

Уверяю вас, эти люди делают это не ради денег или каких-либо других интересов. Это патриоты, люди, которые думают и преданы своему сообществу, и, судя по моим беседам с ними, я верю, что они обеспечат, чтобы эта реформа принесла реальную пользу их сообществам и гражданам.

Я видел очень мало мэров, которые преследуют узкие интересы, стремясь любой ценой остаться у власти.

Станет ли объединение, которое сейчас является добровольным, обязательным? По каким критериям принимаются решения об этих слияниях?

В настоящее время мы проводим консультации. Мы планируем опубликовать концепцию реформы в конце февраля — начале марта. В этой концепции мы постараемся быть более чёткими и предоставить больше деталей по некоторым аспектам.

Мы по-прежнему считаем и надеемся, что добровольные объединения станут основным инструментом. Почему? Потому что мы считаем, что мэры местных муниципалитетов лучше всего знают ситуацию, осведомлены о фактах и ​​смогут более эффективно управлять этим процессом.

Мы разработаем краткосрочные и долгосрочные стимулы, упростим процедуру. Я говорил, что у нас также будет процесс объединения районов, поэтому районы также пройдут процесс трансформации. И в июне-июле этого года мы подведем черту, из примерно 320 мэрий, которые сейчас находятся в процессе объединения. Мы надеемся, что это число ещё больше увеличится.

Те мэрии, которые, по нашему мнению, имеют население ниже определённого минимального порога, если они не примут участие в добровольном процессе объединения, мы обсудим с ними, и для них будет применён процесс нормативного объединения, в котором не будут предусмотрены определённые финансовые стимулы, и они пройдут через этот процесс на основании закона.

Более того, нормативный и добровольный процесс объединения будет действовать и доступен даже после 2027 года, то есть после выборов в следующем году. Например, мэрия, желающая объединиться и стать частью более крупного округа, сможет сделать это даже после выборов в 2027 году. Потому что опыт показывает, что там, где есть минимальный фискальный и административный потенциал, а есть команда, гораздо больше шансов ускорить эти преобразования.

Мы как раз вчера разговаривали с представителями фракций в парламенте. Некоторые из них имеют опыт работы в качестве местных выборных должностных лиц, мэров, советников. Мне рассказали, насколько это сложно, сколько времени им приходится этому уделять, потому что они не могут найти архитектора, человека, который бы отвечал за архитектуру в муниципалитете или районе.

Мэры большую часть своего времени тратят на управление муниципальными предприятиями, а это не является подлинным усилием по развитию сообщества. Все эти проблемы не решатся мгновенно, но эта реформа — возможность их решить и исправить.

Мы сказали, что у нас есть план роста, у нас есть обязательства и поддержка со стороны Европейского союза. У нас будет больше ресурсов. Эти ресурсы будут направлены на инвестиции, на программы развития. Важно выполнить свою работу.

Наши граждане ожидают гораздо большего как от правительства, так и от местной администрации. Они ожидают более быстрых преобразований. Проекты, которые мы собираемся реализовать, гораздо сложнее.

Если 3-4 года назад мы могли найти определённые ресурсы для ремонта спортивного поля, обустройства детской площадки или общественного центра, то сегодня граждане хотят гораздо большего: качественной воды, переработки отходов, уличного освещения, дорог, не только центральных. Все это требует навыков и специализации, которые, к сожалению, нам необходимо развивать гораздо быстрее, если мы хотим использовать эти ресурсы и превратить их в конкретные преимущества для граждан.

В рамках реформы местного публичного управления обсуждается вопрос оптимизации структуры районов. Будут ли какие-либо изменения?

Мы намерены сократить количество районов и переосмыслить полномочия районных советов. Я понимаю, что в обществе существуют разные мнения – называть ли их районами или как-то иначе. В настоящее время мы обсуждаем это с руководством районов, первые обсуждения уже состоялись, и в этом контексте мы пересмотрим роль районных советов.

Это, опять же, возможность прояснить, какова их роль и как они могут содействовать достижению нашей цели по развитию и ускорению развития.

В реальности, после 2027 года я вижу районы или подобные структуры с большим количеством специалистов по государственным закупкам, специалистов по городскому планированию, территориальному планированию, а также специалистов по привлечению проектов. Мы будем стремиться к регионализации услуг, чтобы у нас были коллеги, которые могли бы оказывать логистическую и методическую поддержку городским властям в процессе развития.

С моей точки зрения, это их роль, и именно такого результата должна добиться реформа.

Итак, чтобы понять, существует ли риск того, что некоторые районные или местные советы могут лишиться своих полномочий?

Да, такое случалось в последние годы. Вы видели, как реформа «Restart» взяла на себя полномочия районов в сфере социальной помощи. Мы взяли под свой контроль районные больницы, потому что видели, что годами ситуация стагнировала, граждане ожидали лучших услуг, более качественных услуг, а они не появлялись.

Вот почему я говорил, что мандат районных советов будет пересмотрен в контексте этой реформы. У нас будет меньше районных советов, и их мандат будет другим.

Я благодарю вас за приглашение и призываю всех присылать нам свои мнения, критические замечания и предложения.

Ирина Боцу, IPN

Комментарии (0) Добавить комментарии