Если Плахотнюк был «координатором» ОПГ – почему на скамье подсудимых один человек?
В понедельник заслушали первого свидетеля защиты по делу о краже миллиарда. Обвиняется Влад Плахотнюк.
Наталья Политова-Кангаш, бывший председатель «Victoriabank»,
сказала, что не получала никаких указаний от Плахотнюка относительно
предоставления кредитов и не подтвердила, что компания Zenit Management LP
принадлежит ему. Прокурор Александру Черней оценил эти показания как не имеющие
отношения к делу. Кстати, свидетельница утверждала, что прокуратура ее просила дать
показания против Плахотнюка.
Плахотнюк, отвечая на вопрос, стоял ли он во главе схемы вывода денег из банков, сказал: «Конечно, нет. Эту ответственность должно доказать обвинение, у которого нет свидетелей». Отвечая на вопрос, что может подтвердить Канду в качестве свидетеля, Плахотнюк сказал: «Все! Он пришел подтвердить правду».
«Нет никаких государственных денег - есть только деньги налогоплательщиков», - говаривала премьер Британии Маргарет Тэтчер. Это применимо и к ситуации с выпуском гособлигаций на 13,34 миллиарда лей осенью 2016 года сроком на 25 лет, которые были переданы НБМ, чтобы закрыть дыру после хищения миллиарда и чтобы минфин мог исполнять платежные обязательства, вытекающие из госгарантий, выданных в 2014–2015 годах трем банкам. В 2025 году на обслуживание этих облигаций уйдет 950 миллионов лей.
В 2024 году дело было передано в суд как единое производство, в нем фигурировали бывшие руководители НБМ и других финансовых учреждений. Но незадолго до экстрадиции Плахотнюка из Греции антикоррупционная прокуратура потребовала выделить его дело в отдельное производство. Обвинение утверждает, что «координатор» через компании Шора получил почти 40 миллионов долларов и 3,5 миллиона евро. Всего?
На этапе представления материалов защиты список свидетелей был сокращен судом более чем на 80 процентов: 27 человек из 167. Адвокат Лучиан Рогак считает это дискриминацией – ведь обвинение представило около 50 свидетелей.
Защитник также говорит о срежиссированной кампании в СМИ, предвзятости в освещении процесса, игнорировании юридических нюансов. По данным защиты представитель обвинения намекал свидетелям, что можно не приходить в суд. Прокуратура же говорит, что некоторые свидетели защиты «не могут дать «объективные показания», так как треть из них имеют статус обвиняемых или подозреваемых по делу о краже миллиарда.
Бывший депутат ЛДПМ Кирилл Лучинский заявил, что «список Плахотнюка» призван «оказывать давление и показать, что у него есть поддержка». Бывший премьер Влад Филат намерен пойти на суд, но «не для того, чтобы радоваться»: «Я хочу видеть, как проходят публичные заседания, я в свое время этого требовал, а он не обеспечил мне. Я посмотрю ему в глаза - надеюсь, и он найдет мужество посмотреть мне в глаза».
Бывший генпрокурор Александр Стояногло считает, что экстрадицию Влада Плахотнюка использовали в электоральных целях: «Власть пыталась показать себя силой, способной бороться с коррупцией… На деле это была чисто политическая постановка, не имеющая ничего общего с правосудием».
Депутат напомнил, как группа прокуроров начала реальное расследование, наложили аресты на имущество Плахотнюка, работали по его связям за рубежом: «Сегодня этих прокуроров судят за то, что они проявили профессионализм и настойчивость».
Украденный миллиард разошелся по миру: «Более 100 миллионов - в Китае, без участия государства не вернуть ни цента. Еще около 100 миллионов зависли на счетах «BЕМ» в «Газпромбанке». Мы подготовили иск о взыскании, нацбанк должен был отправить его в суд, но этого не сделал… Прошло десять лет, с каждым годом проблема возврата все сложнее. Тогда у нас были все инструменты, чтобы вернуть если не все, то значительную часть».
Итак, НБМ, имея государственные гарантии, выданные правительствами Лянкэ и Габурича, предоставил кредитов на 14 миллиардов лей. «ВЕМ», «Banca Socială» и «Unibank» в прошлом году вернули 43 миллиона лей. Это в 21 раз меньше того, что выплачивается нацбанку из госбюджета. За десять лет три банка вернули государству лишь три миллиарда лей.
«Дело Плахотнюка рискует обернуться новым, унизительным для Молдовы осуждением в Страсбурге, - полагает Станислав Павловский, бывший судья ЕСПЧ. - Создается впечатление, что власти привыкли пренебрегать процедурами. Видимо, рассчитывают, что и в этот раз прокатит: ставят судей-марионеток, пытаясь в ускоренном темпе посадить неугодного».
Павловский указывает на хрупкость доказательств обвинения и на то, что «преобладают желания, а не верховенство закона». Создается ощущение, что вердикт предрешен, хотя обвинение сформулировано слабо: «Нам говорят, что он создал организованную преступную группу. Но такая группа не может состоять из одного человека - на скамье подсудимых должны быть и другие люди».
За эти ошибки придется платить нам всем - компенсации по искам в ЕСПЧ будут выплачены из госбюджета.
Уже три месяца Влад Плахотнюк содержится в пенитенциаре №13, там же сидят Константин Цуцу и Владимир Андронаки. Администрация утверждает, что все заключенные – их более 900 - содержатся в одном режиме. Часть камер, например, та, в которой сидит Плахотнюк, – одиночные. Есть кровать, шкаф, стол, телевизор, место для приготовления еды. Заключенные могут за свой счет приобрести бытовую технику.
Подъем
в 6.00, перекличка, питание по графику и два часа прогулки на свежем воздухе. В
меню - каша, хлеб, чай и молочка на завтрак, суп и мясо с гарниром на обед, а
вечером - порции риса или что-то подобное блюда. Раз в неделю разрешается передача.
Одно короткое свидание в месяц и одно длительное. Один 20-минутный телефонный
звонок в неделю. Есть медицинский блок с рентгеном, лабораторией,
стоматологическим кабинетом, кабинетом офтальмолога и гинеколога; медосмотры
обязательны каждые шесть месяцев.
Что же ждет Влада Плахотнюка в перспективе?
Перед экстрадицией "координатора" власти исключили из черного списка лиц, подозреваемых в связях с ним, компанию «Grand Oil», владеющую 30 АЗС. Ранее настаивали, что между ними есть связь. Проект RISE отследил интересные события уходящего года.
19 июня апелляционный суд Центр отклонил как необоснованное ходатайство «Grand Oil» об исключении из черного списка. В суде SIS настаивала на том, что реальным бенефициаром компании является Плахотнюк.
Но уже 11 июля совет по рассмотрению инвестиций, имеющих важное значение для госбезопасности (CEIISS), возглавляемый Речаном, в составе представителей 11 структур (минобороны, минюст, МВД, SIS и др.) одобряет инвестиций «Grand Oil» как имеющие важное значение для государственной безопасности.
22 июля распространяется информация о задержании Плахотнюка в аэропорту Афин.
21 августа SIS исключает «Grand Oil» из своего черного списка, хотя ранее утверждала в суде, что компанию контролирует Плахотнюком.
В начале октября фильм «Плаха»,
купленный за 2,5 млн лей, сняли с показа.
Иметет ли место сговор? Об этом мы вскоре узнаем.
Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Вчера, 12:56
- Вчера, 08:04
- 17.12, 16:07
- 17.12, 15:11
- 17.12, 14:44
- 17.12, 14:34
- 17.12, 13:30
- 17.12, 11:21
- 17.12, 08:23
- 16.12, 13:31
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 12:56
- Вчера, 08:04
- 17.12, 16:07
- 17.12, 15:11
- 17.12, 14:44
- 17.12, 14:34
- 17.12, 13:30
- 17.12, 11:21
- 17.12, 08:23
- 16.12, 13:31
