Казус Деренеу: «то, что не защищено силой народного сопротивления, будет отобрано»
В селе Деренеу Каларашского района в церкви Успения Пресвятой Богородицы прошло праздничное богослужение по случаю Сретения Господня. Службу вел настоятель отец Александру (Попа). Освобождены все шестеро задержанных в ходе обороны храма от атак так называемой «бессарабской митрополии», когда полтора десятка верующих во главе со священниками митрополии Молдовы прорвали полицейский кордон и вошли в церковь. Трое отпущены под подписку о невыезде.
Если в селе происходило что-то незаконное – почему полиция ушла?
Марин Сардарь, член союза адвокатов, сообщил, что его задержание прошло с грубыми нарушениями закона. Всем шестерым инкриминируют «хулиганство». Защитник назвал доводы прокуратуры «глупостью», не имеющей под собой законной почвы, а логику задержания абсурдной: паковали по признаку «высокий и с бородой».
Если в Деренеу происходило что-то незаконное и полиция вмешалась, чтобы это беззаконие прекратить, то почему она потом просто ушла? Почему сначала не пускала людей в храм - а потом смотрела со стороны, как проводят службу? Ответ есть. Полиция дала понять, что ее действия координировал раскольник Флоринел Марин, решивший перейти на зарплату в «бессарабскую митрополию».
Спор между митрополией Молдовы и «бессарабской митрополией» Румынской православной церкви вокруг храма в Деренеу длится уже несколько недель. Архиепископ Унгенский и Ниспоренский Петру и прихожане ссылаются на решение прокуратуры, обязывающее обеспечить доступ в храм, однако полиция его игнорирует. Дошло до того, что духовенство и верующие встали на колени перед силовиками.
Молдавская церковь и верующие преданы исполнительной и судебной властью
Основу конфликта заложили судебные решения, по которым «бессарабская митрополия» РумПЦ получила юридическое подтверждение своих прав на использование более 800 исторических храмов, которые ранее находились в исключительном пользовании Митрополии Молдовы.
В ноябре 2025 года АП Кишинева подтвердила решение об аннулировании договоров 2003-го и 2008 годов, по которым правительство РМ передавало исторические церкви в исключительное пользование Молдавской митрополии. Суд признал эти документы незаконными и якобы игнорировавшими права других религиозных общин.
Теперь «бессарабская митрополия» имеет право требовать аннулирования прав пользования Молдавской митрополии в конкретных приходах, где общины приняли решение о переходе в румынскую юрисдикцию.
Что касается церкви Успения Божьей Матери в селе Деренеу - Высшая судебная палата окончательно постановила, что здание принадлежит министерству культуры и должно находиться в управлении «бессарабской митрополии». Но потом выяснилось, что Флоринел Марин подделал подписи прихожан под заявлением о переходе в РумПЦ. Он сам это признал, и теперь иск Молдавской митрополии находится в суде.
Правительство РМ после 1991 года сделало то, что когда-то делали большевики
В основе церковного конфликта - позиция государства, которое когда-то приняло в свою собственность и передало на баланс министерства культуры все исторические храмы. И теперь минкульт имеет право расторгать договоры о пользовании памятниками истории и культуры с Молдавской митрополией без дополнительного судебного разбирательства на основании текущих вердиктов.
Между тем все храмы были построены до 1917 года – в 1918-1944 годах оккупационные власти не построили ни одной церкви. Подавляющее большинство зданий возведены и обустроены на средства верующих. Фактически правительство после 1991 года сделало то, что когда-то делали большевики: захватило чужое имущество, стало им распоряжаться, а теперь решило еще и перераспределить.
И все это на том основании, что храмы являются памятниками архитектуры, то есть народным достоянием, а потому не должны принадлежать церквям как юридическим лицам. При этом минкульт за прошедшие почти 35 лет не восстановил ни одну церковь – все делалось за счет приходов Молдавской митрополии. Румынская церковь явилась на все готовое: там, где были музеи, дегустационные залы и планетарии, проведены реставрация и ремонт, закуплены иконы и иное церковное имущество.
Фактически Молдова воспроизводит украинский сценарий вытеснения православной церкви, но с оговоркой: все делается в пользу не своих раскольников, а церкви другого государства.
«Я подписала тот договор»
Закладывается долгосрочный конфликт. И к этому имеет непосредственно отношение партия Майи Санду.
Депутат PAS Лилиана Николаеску-Онофрей, бывшая министр образования, культуры и исследований в правительстве Майи Санду, на пленарном заседании парламента дала ответ на предложение депутата-социалиста Марчела Ченуши заслушать главу МВД, директора SIS и министра культуры в связи с ситуацией в Деренеу. По ее словам, решение общины от 2018 года поддержали более чем 500 жителей: «По закону если решение принимает община, культовые сооружения должны передаваться не митрополиям, а общине определенной конфессии, непосредственно приходу. Я подписала тот договор, на основании которого община получила право пользоваться этим зданием».
«Наследие румынско-молдавской ортодоксальности и духовности»?
Провластные СМИ уже объявили, что нужно вернуть «бессарабской митрополии» Свято-Успенский Каприянский мужской монастырь как «наследие румынско-молдавской ортодоксальности и духовности». Якобы «государство РМ должно вернуть объекты недвижимости, построенные во время управления румынским государством». Якобы монастырь - «это трибуна интересов России».
Этих людей не смущает то, что монастырь впервые упоминается в источниках в 1420 году, а в 1429-м становится господарским монастырем по решению Александру I Доброго. Каким боком все это относится к Румынии?
А давайте-ка вспомним, что румынское государство возникло в 1859 году как соединенное княжество Молдавии и Валахии, объединение было окончательно провозглашено в 1861 году, только в 1862-м государство стало официально именоваться Румынией, полная независимость от Османской империи была провозглашена в 1877 году и лишь с 1881 года Румыния стала королевством. А вот Молдавское княжество было основано в 1359 году.
«Системный демонтаж национального кода Молдовы в угоду внешним интересам»
Откровенным предательством собственного народа называют позицию власти в этом конфликте многие политики, общественные деятели, бизнесмены.
Вот что пишет в соцсети предприниматель Дмитрий Тэрэбуркэ: «Если вы хотите понять, как умирает суверенитет, не смотрите на графики ВВП, смотрите на порог церкви в Деренеу. То, что там происходит, не «религиозный выбор» и не «внутрицерковный спор». Это системный демонтаж национального кода Молдовы в угоду внешним интересам. Это репетиция поглощения страны, где алтари стали первой линией фронта».
«Сегодня они врываются в храмы - завтра придут за вашей землей, вашим бизнесом, вашим домом»
«Это замер температуры общества: проглотят или дадут отпор? – считает Дмитрий Тэрэбуркэ. - Это проверка на способность к сопротивлению. Если сегодня власть позволяет полиции врываться в храмы и выгонять священников по заказу активистов, поддерживаемых из-за границы, то завтра они придут за вашей землей, вашим бизнесом, вашим домом. Логика власти одна и та же - что не защищено силой народного сопротивления, то будет отобрано».
Нужен другой закон о культах
Экс-премьер, депутат лидер оппозиционной партии «Будущее Молдовы» Василе Тарлев: «Мы призываем к проведению прозрачного расследования вмешательства сил правопорядка, разработке нового современного и сбалансированного закона о культах, который гарантировал бы реальную автономию религиозных общин. Вера не может управляться через давление или шантаж, общественный порядок не может поддерживаться провокациями».
«На выборах Санду фотографируется с обоими митрополитами»
Депутат от партии «Democrația Acasă» Василе Костюк: «Хотелось бы увидеть Майю Санду, которая в период кампании фотографировалась с обоими митрополитами. Им выгоден этот конфликт, потому что он заполнил социальные сети, и теперь уже не говорят о насущных проблемах».
«Ищите храмы, построенные до 1812 года»
Активистка из Деренеу Диана Карпински: «Церковь в Деренеу была построена в 1827 году. Отыщите построенные до 1812 года и после 1918 года. Когда в 2017 году началась история с бывшим настоятелем Флоринелом Марином, люди высказали свою позицию, и его отстранили. С 2017 года, уже девятый год, в селе настоятелем отец Александру».
Почему в Деренеу не было судебного исполнителя?
Станислав Павловский, бывший судья ЕСПЧ, в интервью Сanal 5 указал: ситуация в Деренеу говорит о том, какой конфликтный потенциал заложен в противостоянии.
«Если подделка подписей в Деренеу будет доказана в суде, договор об аренде с «митрополией Бессарабии» может быть пересмотрен в ревизионном порядке. Мы все видели, что в Деренеу присутствовала полиция, но мы не видели, чтобы там присутствовал судебный исполнитель, чтобы полиция предъявляла исполнительный лист. Вызывает большие сомнения законность действий полиции. А значит, прихожане не нарушали закон, когда не исполняли ее приказы».
Реституция – путь, ведущий к войне
В условиях, когда политики ратуют за передачу церквей РумПЦ, гражданам надо учиться защищать свои права, говорит Павловский: «Без этого жизнь становится невозможной. Ситуация в Деренеу - начало. У нас огромное количество объектов недвижимости, на которые могут претендовать либо РумПЦ, либо Румыния как преемник королевства. Это может породить в обществе колоссальный конфликт».
И еще важный штрих: «Если исходить из того, что земля, на которой появились кишиневские микрорайоны, когда-то кому-то принадлежала, то появятся потомки и потребуют вернуть, а то, что там стоит многоэтажка, их не будет волновать. Власти придется искать решение конфликтной ситуации».
Бессарабия была возвращена Советскому Союзу в обмен на Трансильванию
Такие вопросы особенно ярко обозначатся, когда будет решаться вопрос «унири», и те, кто его поднимают, могут не знать, что их ожидает, убежден Станислав Павловский.
«Надо знать законодательную базу воссоединения Бессарабии с СССР. На основании Парижского трактата о мире от 10 февраля 1947 года, который был заключен между победителями (СССР, Францией, США и Англия) и побежденными, Бессарабия была возвращена Советскому Союзу в обмен на Трансильванию. То есть Румыния получила Трансильванию от Венгрии, отдав за нее Бессарабию Советскому Союзу. Все это предусмотрено одним договором.
И если сейчас говорят о референдуме об «унире», о присоединении Бессарабии к Румынии, то возникает вопрос: а если Трансильвания захочет - тоже на основе референдума – отойти от Румынии и войти в состав Венгрии? Невозможно провести референдум здесь - и не провести в Трансильвании».
Россия должна дать согласие на «унирю» как преемник СССР - участника Парижского договора
«Те, кто поднимают эти проблемы, причиняют большой вред прежде всего Румынии, - говорит юрист. - Потому что ей сейчас меньше всего нужны вот эти ирредентистские движения. Ни в Румынии, ни в Молдове нет сейчас компетентного, квалифицированного, пронационального руководства. На объединение двух Германий в свое время дал согласие Михаил Горбачев как участник того договора. В нашем случае должна дать согласие Россия как преемник СССР - участника договора».
Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Сегодня, 06:41
- Сегодня, 06:20
- Вчера, 06:08
- 15.02, 15:37
- 15.02, 14:45
- 15.02, 13:36
- 15.02, 09:21
- 15.02, 08:52
- 14.02, 15:34
- 13.02, 12:43
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 06:41
- Сегодня, 06:20
- Вчера, 06:08
- 15.02, 15:37
- 15.02, 14:45
- 15.02, 13:36
- 15.02, 09:21
- 15.02, 08:52
- 14.02, 15:34
- 13.02, 12:43
