Политика

Настоящим победителем на выборах 28 сентября стал страх

05.10.2025, 12:32
{Настоящим победителем на выборах 28 сентября стал страх} Молдавские Ведомости

Именно страх стал реальным победителем на прошедших в Молдове парламентских выборах,  утверждают социолог Виталие Спрынчанэ и антрополог Лилия Ненеску в статье, опубликованной в немецком издании RosaLuxemburg Stiftung.

Партия PAS выиграла выборы, придерживаясь воинственной проевропейской платформы, в избирательной кампании, полностью продиктованной геополитикой, нагнетанием страха перед потенциальным срывом процесса интеграции в ЕС и возможным вмешательством России в выборы или даже последующим вторжением. Молдаванам внушили, что избирательная урна - их оружие и единственная защита от российских танков, пишут авторы.

После голосования победу праздновали не как победу в демократическом состязании, а как в битве с врагом. Председатель PAS Игорь Гросу даже заявил: «Молдова показала всему миру, что Россию можно победить». Местные политические обозреватели, сторонники PAS и даже международные СМИ также описали результаты как победу над Россией.

Эта формулировка имеет значение. Представление о выборах как о войне меняет природу самой политики. Выборы перестают быть переговорами, компромиссами или гражданским участием - они становятся войной. Оппоненты больше не соперники в демократической системе, а враги, которых нужно победить. Теперь опасность заключается в том, что такое отношение выйдет за рамки предвыборной кампании и распространится на управление самой Молдовой, в то время как реальные, насущные социальные и экономические проблемы, с которыми сталкивается страна, останутся без внимания.

Страх как политический инструмент

Европейские лидеры, включая председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, назвали выборы триумфом демократической стойкости, заявив молдаванам: «Никакие попытки посеять страх или раздор не сломят вашу решимость. Вы сделали четкий выбор: Европа. Демократия. Свобода». Смысл был очевиден: молдаване сопротивлялись раскольнической тактике оппозиции и выбрали европейский путь. Однако на практике все гораздо сложнее. Атмосфера во время кампании была пропитана страхом, милитаризованной риторикой и геополитической драмой, исходившей с обеих сторон. Правящая партия столь же активно использовала нагнетание страха, предупреждая о хаосе, войне и остановке европейской интеграции, если избиратели предпочтут другие страны.

Этот разрыв между внешним и внутренним нарративами весьма показателен. С точки зрения Брюсселя или Берлина, выборы в Молдове выглядят как простое состязание ценностей: демократия против раздора, Европа против Москвы. Однако внутри самой Молдовы эта, казалось бы, простая бинарная ситуация была несколько туманнее. Выборы были посвящены не столько вдохновляющим идеям реформ или практическим решениям повседневных проблем, сколько тому, кто сможет наиболее эффективно направить народное беспокойство.

Страх не новинка для молдавской политики, но в 2025 году он стал центральной валютой электоральной борьбы. Хотя PAS удалось сохранить власть, ее новый мандат существенно отличается от предыдущего, полученного в 2021 году.

Тогда PAS получила 52,8 процента голосов, обещая реформировать систему правосудия, бороться с коррупцией, улучшать жизнь простых молдаван, развивать экономику и восстанавливать государство после олигархического правления Влада Плахотнюка. Это был мандат на надежду – надежду на то, что при PAS Молдова станет лучше, чем та страна, которую партия унаследовала.

Однако управлять оказалось сложнее, чем быть оппозицией. Помимо (вполне реального) сопротивления олигархической системы, PAS также пришлось столкнуться с внутренними демонами: борьбой за власть между различными фракциями, некомпетентностью партийных кадров в управлении экономикой и проведении реформ и, пожалуй, самым главным, крайне нестабильной региональной обстановкой, кульминацией которой стала российская агрессия против Украины.

В преддверии выборов этого года PAS не смогла похвастаться какими-либо достижениями в областях, в которых она давала самые громкие обещания. Не имея реальных успехов в предвыборной борьбе, партия вместо этого позиционировала себя как единственного надежного партнера ЕС и даже как единственную политическую силу, способную гарантировать европейскую интеграцию. PAS позиционировала себя как партию, которая предотвратила распространение войны на Молдову и защитила страну от постоянного российского вмешательства, которое, хотя и было в основном реальным, регулярно преувеличивалось в политических целях.

На протяжении всей кампании представители ПДС заявляли, что если Молдова проголосует за любую другую партию, процесс евроинтеграции будет просто остановлен, - заявление, которое, казалось, подтверждали частые визиты высокопоставленных лиц ЕС.

PAS также заявляла избирателям, что в случае проигрыша партии ничто не остановит путинские танки от втягивания Молдовы в войну на Украине на стороне России. Молдавской диаспоре на Западе в апокалиптических тонах внушали, что проигрыш PAS приведет к депортации тысяч людей из ЕС и их семей обратно в Молдову - еще одно лживое заявление, которое европейские лидеры даже не пытались опровергнуть.

Оппозиция, в частности, Патриотический избирательный блок, переняла эту тактику и составила собственный список монстров, которые вторгнутся в Молдову, если PAS останется у власти.

Так, бывший президент и лидер ПБ Игорь Додон всерьез утверждал: «Если PAS останется у власти, соросовцы заставят Санду атаковать Приднестровье вместе с Зеленским и открыть там второй фронт — в поддержку Украины и против России».

В то же время участие в выборах диаспоры в России было ограничено: всего два избирательных участка обслуживали проживающих там молдаван численностью более 100 тысяч человек. Для сравнения, в Германии, где проживает аналогичное количество молдавских мигрантов, было 36 избирательных участков, 76 - в Италии и 26 - во Франции. Очевидно, что существует не одна молдавская диаспора, и что нынешнее молдавское правительство не всех их ценит одинаково.

Экономика, замаскированная под геополитику

Геополитическая направленность кампании полностью заслонила дебаты о реформе правосудия, экономике, жилищной проблеме в Кишиневе (где цены выросли вдвое за последние несколько лет) или сокращении бедности.

Ни один из кандидатов не смог предложить конкретных мер решения многочисленных проблем, стоящих перед страной, таких, как демографический спад, низкий экономический рост (всего 0,1 процента в 2024 году при ожидаемом показателе в 0,9 процентов в этом), инфляция (примерно на 60 процентов выше, чем в 2021 году), снижение покупательной способности и бедность. Согласно официальным данным, в 2024 году 33,6 процента населения проживало за чертой абсолютной бедности, а в сельской местности еще больше.

Минимальная заработная плата в Молдове - 281 евро - недостаточна для покрытия расходов на продукты, жилье, здравоохранение и образование. Хотя официальный средний доход постоянно растет и составляет почти 800 евро, примерно две трети работников зарабатывают меньше или столько же. Это свидетельствует о поляризованности экономического роста Молдовы, его концентрации в нескольких секторах и недоступности для большинства работников. В сфере труда также наблюдаются серьезные различия: например, зарплаты в сфере ИТ и связи на 150 процентов выше средней, а в сфере социальных услуг или сельского хозяйства значительно ниже.

По этим причинам экономические показатели, которыми хвастается PAS, не отражают роста благосостояния и процветания, а вместо этого маскируют растущую поляризацию и социальное неравенство. Очень высокие зарплаты сосредоточены в нескольких избранных секторах, в то время как достойный уровень жизни остается недоступным для большинства.

Что партии могут предложить матери-одиночке с двумя детьми, работающей на текстильной фабрике?

В ходе кампаний также не было выдвинуто никаких идей о том, как Молдова, по некоторым показателям беднейшая страна Европы, могла бы стать более экономически устойчивой к внешним потрясениям.

Не обсуждались пути развития экономики, снижения ее зависимости от прямых иностранных инвестиций и низкой стоимости рабочей силы, вопросы прав трудящихся. Ни одна из партий не могла ничего предложить матери-одиночке с двумя детьми, работающей на текстильной фабрике в провинциальном городе, которая видит рост цен, и боится потерять работу, если попросит о повышении; чьи дети мечтают вырасти и уехать из страны.

Вместо этого кампании были сосредоточены на геополитических вопросах, которые могут реально повлиять на повседневную жизнь молдаван, но на которые национальная политика вряд ли может повлиять.

Это отражает тенденцию, связанную не только с кампанией: за эти годы политический класс в Молдове «геополитизировал» все важные дискуссии в обществе до такой степени, что геополитика практически поглотила весь политический процесс. Даже во время местных выборов людей призывают задуматься о геополитике и «геополитическом выборе». Вряд ли ситуация изменится в ближайшее время.

Бесконечная война нарративов

Трудно предсказать, как будет развиваться второй мандат PAS, но есть все основания полагать, что он не сильно изменится. Имена и лица остаются прежними. Поскольку это принесло партии победу на выборах, можно ожидать, что PAS продолжит использовать риторику, сочетающую милитаризованный язык и геополитизацию политического процесса.

Сочетание этих двух факторов особенно пагубно. Опасность в том, что такая милитаризованная риторика легитимирует постоянное состояние политического чрезвычайного положения, в котором инакомыслие рассматривается как предательство и работа на чужую страну, а законная демократическая критика приравнивается к пособничеству врагу. Вместо того чтобы укреплять демократию, такой образ мышления усиливает разногласия и порождает нетерпимость.

Политика, основанная на страхе и милитаризации, может обеспечить краткосрочные победы на выборах, но она ослабляет долгосрочные основы демократии. Граждане привыкают голосовать не за платформы, в которые верят, не за реальные решения своих проблем, а против угроз, которых им внушают бояться. Оппозиционные партии, независимо от их заслуг, делегитимизируются как экзистенциальные угрозы, а правительства вместо того чтобы нести ответственность за свою деятельность, оправдывают недостатки, указывая на постоянно присутствующий спектр внешних угроз.

В случае Молдовы последствия особенно поразительны. PAS выиграла еще один срок, но с шатким мандатом, который делает партию уязвимой для разочарования, когда вызванные ею страхи не материализуются. Хуже того, она рискует создать демократию, в которой выборы перестанут быть моментами гражданского обсуждения, а станут ритуальными сражениями в бесконечной войне нарративов.

С оценкой авторов статьи согласны и независимые эксперты. Наблюдатели из Гражданской коалиции за свободные и честные выборы (CALC), в которую входят 39 неправительственных организаций, пришли к выводу, что парламентские выборы в Молдове были «частично свободными и частично честными», что избирательную кампанию сопровождали разжигающая ненависть риторика, дезинформация и неравное применение закона.

Олег ЛУКАШЕВИЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии