Закон

Наталья Балабан: Треть адвокатов приостановили свою деятельность

14.01.2026, 14:21
{Наталья Балабан: Треть адвокатов приостановили свою деятельность } Молдавские Ведомости
В ближайшие дни союз адвокатов РМ изберет нового председателя. В интервью IPN адвокат Наталья Балабан объясняет причины, по которым она решила баллотироваться, и рассказывает о кризисе и проблемах, стоящих перед адвокатурой. 

- Что побудило вас баллотироваться на пост председателя Союза адвокатов?

- Мой предыдущий опыт, как на национальном, так и на международном уровне, мои достижения, хорошие коммуникативные навыки с коллегами, уверенность в своих силах — всё это позволяет мне верить, что в этот сложный период я ​​смогу найти общий язык со всеми юристами, определить реальные решения и, что самое важное, реализовать их.

- Как вы оцениваете текущее состояние юридической профессии и какие конкретные изменения предлагаете?

- Адвокатура переживает период больших испытаний. Я имею в виду не только кризис на национальном уровне, который начался с пандемии, и не только нынешнюю финансовую нагрузку, но и формирующиеся глобальные реалии, включая влияние искусственного интеллекта, которое должно регулироваться на уровне союза. Многие вещи следовало бы делать заблаговременно, а не тогда, когда мы сталкиваемся с ними.

Мы в периоде неопределенности. Под этим я подразумеваю как процесс регулирования, который не обеспечивает предсказуемости, четких правил, так и неопределенность в налоговой сфере, а этом очень тяжелое бремя для юристов. У адвоката значительные расходы: содержание офиса, оплата аренды, соблюдение условий работы, многочисленные поездки. К этому добавляется проблема имиджа. 

- Что вы считаете главной проблемой, требующей срочного решения в рамках профессионального сообщества?

- Считаю крайне острым вопрос коммуникации, которую необходимо возобновить, чтобы объединить всё профессиональное сообщество. Мы разделены. Мне бы очень хотелось вернуться к единству, теплоте и близости, которые когда-то существовали. Не менее важна конструктивная коммуникация с властями. Есть большая разница между «говорить» и «общаться»: можно иметь желание передать некоторый посыл, но не всегда оно реализуется.

Мы все видим последствия: увеличение социальных отчислений и взносов медицинского страхования, которые выросли более чем на 150%. Это вызывает обеспокоенность: из почти 3000 адвокатов только 2188 продолжают работать, примерно 30% приостановили свою деятельность, и не потому, что у них всё складывается хорошо.

Эти аспекты необходимо пересмотреть, возобновить обсуждение, потому что мы рискуем потерять ценный профессиональный ресурс, состоящий из людей, в которых было много инвестировано и которые прошли серьёзную подготовку. Молодые люди, как правило, уезжают за границу, а те, у кого есть опыт, либо уходят на пенсию, либо постепенно оставляют профессию. 

- Отношения между союзом адвокатов и государственными учреждениями порой были напряженными. Как вы оцениваете диалог?

- Аполитичность приоритетна. Прозрачное общение должно быть активным, с постоянным присутствием, и даже когда присутствие ограничено, нужно дать о себе знать, быть заметным. Хороший результат достигается благодаря коммуникации и открытости, но говорить и общаться — разные вещи.

Уверенная коммуникация ведет к конкретному результату. Необходимо аргументировать свою точку зрения, быть на связи и последовательным, чтобы сообщение было понято.

- Какие меры вы планируете предпринять для улучшения условий работы, особенно молодых адвокатов или для тех, кто работает в провинции?

- Я вижу адвокатов в целом, на уровне страны. Не знаю, можно ли говорить о рассредоточении, но, действительно, мы организованы в коллегии адвокатов. Моя мечта — организовать общие мероприятия для всех адвокатов, которые бы нас объединили, как спортивные, так и интеллектуальные.

Было бы очень здорово иметь специально оборудованное пространство, возможно, даже в бывшей штаб-квартире союза адвокатов, историческом здании, объединить опытных специалистов с новым поколением, полным энергии, инициативы и новаторства. Я бы также объединила все современные инструменты развития, чтобы у нас было как можно больше идей, концепций и стратегий развития, и чтобы СА был по-настоящему единым.

- Адвокатов часто ассоциируют с клиентами. Где граница между профессиональной ответственностью адвоката и действиями клиента?

- К сожалению, это восприятие существует, в этом направлении можно работать. На институциональном уровне было бы желательно инициировать больше проектов и инициатив, которые продвигали бы этот посыл и подчеркивали бы тот факт, что адвокату недопустимо ассоциироваться со своим клиентом. Адвокат принес присягу, каждый гражданин имеет право на защиту, и естественно, что адвокат может защитить любого гражданина, и у каждого человека есть защитник по закону.

Подобно врачам, которые дали клятву, мы не можем отказывать исходя из того, что кто-то может быть с тобой ассоциирован или что в твой адрес как профессионала могут быть сделаны намёки. Другое дело — наличие ограничений, связанных со специализацией. Например, я не практикую уголовное право и не беру дела в областях, в которых не являюсь экспертом.

Адвокат, специализирующийся в уголовном праве, будет вести дела, в которых он компетентен, а другой специалист, например в области конкурентного права, будет заниматься делами в рамках своей экспертизы. Я же, в свою очередь, берусь за дела в тех областях, в которых специализируюсь.

Как вы оцениваете доступ адвокатов к цифровым реестрам и информации?

- Цифровизация — тема, которая мне очень близка. Во время пандемии я начала проект цифровизации СА РМ, который был частично реализован, но не полностью. Одним из аспектов был реестр адвокатов.

У нас есть реестр адвокатов, но информация должна обрабатываться автоматически, а не вручную. Каждый адвокат должен иметь возможность загружать свои личные данные, фото, информацию о специализации или областях практики, в профиле мы могли бы видеть наличие задолженностей по гонорарам или другим платежам. 

Еще один интерфейс - для публичного пространства как часть реестра. В идеале система должна быть взаимосвязана с программами электронного правосудия: если адвокат находится в суде, судья мог бы видеть, активен ли его профиль и какова его ситуация на судебном заседании. Всё должно работать онлайн.

Два с половиной года назад я запустила инициативу в рамках рабочей группы Всемирного банка, где продвигала идею о том, что адвокаты должны иметь открытый доступ к государственным реестрам и информации на тех же условиях, что и другие специалисты. Конечно, эта информация доступна на основании служебного запроса. Однако некоторые получают её одним кликом, в то время как адвокаты - через 30 дней после запроса. 

- Какие инициативы вы планируете продвигать для возобновления международного сотрудничества с партнерскими организациями, донорами и посольствами?

- У меня есть опыт в этой области, в том числе в написании проектов, поскольку я являюсь аккредитованным экспертом в Румынии. Одна из моих заветных инициатив — введение изучения юриспруденции и адвокатуры в школах через привлечение группы адвокатов. Это помогло бы как улучшить имидж адвокатов в целом, так и повысить правовую грамотность общества, включая родителей через обученных детей, и принесло бы множество социальных преимуществ. 

У меня также есть идеи для женщин, для молодежи и для адвокатов, вышедших на пенсию, которых мы могли бы собрать за одним столом. Мне бы очень хотелось, чтобы для всех адвокатов, включая женщин, проводилось больше спортивных мероприятий, как на севере, так и на юге, а также в других регионах страны.

Это было бы замечательно и значительно укрепило бы профессиональное сообщество. Мне бы хотелось больше мероприятий в этом направлении, а также очень хотелось бы возобновить деятельность Ассоциации женщин-адвокатов и обеспечить большую видимость в этом сегменте.

- Если вы будете избраны председателем, какие три первые решения или инициативы вы запустите сразу после конгресса?

- Первое — это коммуникация. Очень важно внутри профессии слышать всех адвокатов, потому что, к сожалению, в настоящее время адвокатура разделилась на маленькие группы, что очень печально. На самом деле все адвокаты хорошие.

Однако из-за повседневных забот и всех возникших финансовых и налоговых трудностей каждый в итоге вынужден самостоятельно справляться с проблемами в условиях ограниченных возможностей. Я бы возобновила качественный диалог внутри сообщества.

Я также бы возобновила диалог, благодаря которому мы могли бы быть услышаны и поняты властями. Я бы сделала акцент на уважении к Союзу и на его авторитете в обществе. Я не оставлю без внимания реформу гонораров, которая является моей мечтой, и считаю, что гонорары адвокатов могут быть снижены только в исключительных случаях, если адвокат предоставляет отчет и соответствующее обоснование. Если требуются исключительные знания в определенной области, работа юриста должна оцениваться по достоинству.

Кроме того, крайне важно обеспечить доступ к информации, поскольку равенство сторон имеет большое значение, и адвокатам должен предоставляться доступ к информации в режиме реального времени на основании существующих в стране реестров.

И, наконец, с моей точки зрения, обучение имеет первостепенное значение. Будучи увлеченной вопросами обучения, я вижу, что до сих пор этому аспекту уделялось недостаточно внимания. Мы должны предоставить адвокатам возможность проходить бесплатные курсы по праву Европейского Союза и юридическому английскому языку, который очень важен. Эти курсы уже введены, но я бы их развивала дальше, чтобы больше людей имели к ним доступ и могли развиваться в этом направлении.

- Какое послание вы хотели бы передать адвокатам?

- Послание поддержки. Я хочу сказать им, что это возможно, и что, если они хотят перемен, они должны верить в эти перемены и голосовать сознательно, исходя из своих убеждений. Я считаю, что союз адвокатов должен быть прозрачным, основанным на меритократии, видимым и заслуживающим доверия как на национальном, так и на международном уровнях.

Союз адвокатов – лучший партнер адвоката, наш друг и наш дом, место, куда мы всегда должны приходить с открытым сердцем, зная, что нас ждут понимание, открытость и гарантия наших прав и свобод.

Ирина Боцу

IPN

Комментарии (0) Добавить комментарии