Экономика

Почему экономика Молдовы умирает

18.05.2025, 10:14
{Почему экономика Молдовы умирает} Молдавские Ведомости

После достижения максимума в 4,34 миллиарда долларов в 2022 году экспорт Молдовы вошел в резкий тренд на снижение: в 2023 он уменьшился до 4,05 миллиарда, в 2024 до 3,56 миллиарда, и падение продолжается.

«Страна, которая ничего не производит, быстро умирает». Это сказали не молдавские оппозиционеры, а бывший торговый представитель США Роберт Лайтхайзер в интервью известному журналисту Такеру Карлсону примерно месяц назад, комментируя программу Дональда Трампа «Сделаем Америку снова великой».

«Страна не должна иметь сотни миллиардов долларов торгового дефицита ежегодно», - продолжил Лайтхайзер. И добавил: «Сейчас у 1 процента американцев больше богатств, чем у 60 процентов вместе взятых. Такого никогда раньше не было».

Ну прямо как с Молдовы писано. Только в США к руководству пришел-таки адекватный человек, который понимает весь ужас подобной ситуации. А у нас все продолжает катиться под гору под бодрые прогнозы о том, что «вот-вот и наша экономика пойдет вверх быстрыми темпами».

В условиях бедной страны с небольшим населением и, соответственно, с маленьким внутренним рынком, экспорт товаров местного изготовления приобретает жизненно важное значение.

Почему? Потому что он означает расширение производства, значительно снижающее себестоимость товаров, делающее их конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее расширять ассортиментную линейку и внедрять современные технологии.

Примером может служить яловенская фабрика «Sandrilliona», которая еще в 2005 году начала экспортировать свое мороженое в страны Ближнего Востока и в Африку. В итоге сейчас 80 процентов продукции отправляется на экспорт, а торговая марка «Sandra» практически вытеснила с молдавского рынка всех местных конкурентов (включая гиганта «JLC» и старожила «Drancor»), теперь соперничая на прилавках магазинов с украинской и белорусской продукцией. И все равно доминируя внутри республики с долей рынка более 50 процентов.

Обратных примеров, к сожалению, намного больше.

Как известно, руководство Молдовы вместо того, чтобы защитить местного производителя, подписало множество документов в рамках ВТО и Соглашения об ассоциации с ЕС (DCFTA), открывших прямую дорогу в страну крупным поставщикам как сельхозпродуции, так и других товаров.

Это привело, например, к тому, что доля импортных молочных продуктов на молдавском рынке за десять лет возросла с 10 до 44 процентов. Факт отметил в вышедшей на этой неделе программе «Экономическое анализы» эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ. И это при том, что до 2005 года Молдова вообще больше экспортировала молочной продукции, чем импортировала.

И, наоборот, власти страны приложили массу усилий для того, чтобы закрыть дорогу традиционным молдавским товарам на рынки стран СНГ. Теперь они с воодушевлением рассказывают, что наших яблок ждут не дождутся в Индии, Катаре и других далеких странах. Можно вспомнить, как при Альянсе за европейскую интеграцию то же самое говорили о странах ЕС. Как выяснилось позже – врали: молдавскому яблоку, чтобы попасть на прилавок Lidl, требуется соответствовать 69 показателям.

То есть дешевый импорт поступает в Молдову, вытесняя с полок молдавские товары, а экспортировать продукцию в больших объемах некуда. Все это убивает отечественного производителя. В итоге мы имеем то, что имеем.  

Национальное бюро статистики опубликовало отчет о внешнеторговой деятельности страны в первом квартале 2025 года. Если коротко – падение экспорта (а, значит, и местного производства) продолжается.

В первом квартале этого года молдавский экспорт снизился на 12 процентов, а импорт увеличился на 18 процентов. Такая тенденция сохраняется последние несколько лет: за четыре года дефицит внешнеторгового баланса Молдовы увеличился в два раза.

Процесс продолжается: в первом квартале экспорт составил 811,5 миллиона долларов, импорт достиг 2,5 миллиарда. Дефицит торгового баланса, таким образом, вырос до 1,7 миллиарда. Еще в 2021 году внешнеторговый дефицит был в два раза меньше - 866,1 миллиона, и даже в конце 2024 года был ниже нынешнего на 500 миллионов — 1,2 миллиарда долларов.

Экспорт в страны ЕС снизился на 17 процентов, в страны СНГ - на 23 процента.

Структура экспорта по категориям товаров в январе-марте 2025 года была такой: масличные семена и плоды - 15,5 процента от общего экспорта, электрические машины и приборы и их части (то, что у нас называют продукцией для автомобильной промышленности) - 15,1 процента, овощи и фрукты - 10, зерновые и продукты на их основе - 8, одежда и аксессуары - 7,7, алкогольные и безалкогольные напитки — 6,6 процента.

При этом больше всего снизился экспорт зерновых - на 41 процент, растительного масла - на 69 процентов, автокомплектующих - на 21 процент, овощей и фруктов - на 26 процентов, нефтепродуктов - на 35 процентов, кормов для животных - на 48 процентов, тканей и текстиля - на 23 процента.

Увеличился экспорт масличных семян (без обработки, вместо масла, которое раньше экспортировали как продукт с высокой добавленной стоимостью) - в 1,6 раза, металлолома - в 2,1 раза, электроэнергии - в 1,7 раза.

По поводу этого пункта нужно пояснить: Молдова сливает на Украину практически всю произведенную в стране энергию из возобновляемых источников, поскольку сама использовать ее не может из-за отсутствия балансирующих мощностей. Предложения от трех крупных операторов (включая «Premier Energy») о строительстве балансирующих ТЭЦ правительство «не заметило». Свое же решение о получении в дар от Норвегии мощнейшей турбины для этих же целей и покупки еще десяти турбин мощностью поменьше не выполнило.

В итоге мы продолжаем импортировать дорогую румынскую электроэнергию вместо того, чтобы пользоваться собственной, которая намного дешевле. Если в 2024 году, покупая электричество на румынской бирже OPCOM, Молдова платила около 168 евро за МВт⋅ч, то местная ВИЭ-энергия  стоит: фотоэлектрические установки – 1,88 лея/кВтч (97,4 евро за МВт⋅ч); ветряные установки – 1,55 лея/кВтч (80,3 евро); гидроэлектростанции – 0,97 лея/кВтч (50,2 евро).

В общем, экономика болтается как щепка в проруби, без контроля и внимания. И не сказать, чтобы правительство страны не знало, что падение экспорта – это плохо. Периодически объявляется о программах поддержки компаний с экспортным потенциалом (в основном малых и средних). Даже гранты какие-то дают. Но это происходит в мизерных масштабах и без продуманной стратегии, так что никак не отражается на общей картине.

По словам Вячеслава Ионицэ, без принятия срочных мер стимулирования сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности снижение экспорта продолжится и будет оказывать существенное негативное влияние на экономику страны, сказываясь на ВВП, торговом балансе и трудовой занятости.

Олег ЛУКАШЕВИЧ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Для начала нужно сократить государственные должности хотя бы вдвое, президентские расходы вдвое. Они тянут страну в яму. Когда ресурсы страны будут свободны от ненужных расходов, экономика начнет оживать