Здоровье

Немеренко отчиталась перед гражданами Румынии о своей работе в минздраве Молдовы

29.07.2025, 10:06
{Немеренко отчиталась перед гражданами Румынии о своей работе в минздраве Молдовы } Молдавские Ведомости

Министр здравоохранения РМ Алла Немеренко дала огромное интервью румынской газете «Adevărul», в котором рассказала о том, что изменилось при ней в системе здравоохранения. Молдавским СМИ она таких интервью не давала никогда. Рассказ о ситуации в молдавских больницах явно ведется из параллельной реальности.  

15-летний долгострой в Бельцах и Кагуле 

В первую очередь министр похвасталась проектами строительства кагульской и бельцкой региональных больниц на кредит ЕИБ в 101 миллиона евро (Кагул) и 108 миллионов евро (Бельцы). В Румынии не знают о том, что впервые построить эти больницы Немеренко пообещала 29 июня 2022 года, заверив, что максимальный срок - три года. Вот прошли ровно три года – и что? 

Ранее построить эти больницы обещало правительство Демпартии Влада Плахотнюка, а в целом, по словам министра, идея строительства пяти-девяти новых больниц обсуждалась около 15 лет: «Для Бельц даже подготовили технико-экономическое обоснование, которое пришлось скорректировать. В 2019 году в правительстве Санду мы снова обратились к этой теме, но не успели. В 2021 году мы пришли к выводу, что будет достаточно двух больниц, учитывая то, что в Румынии строятся три региональные больницы». 

Ну разве можно в Молдове строить больше больниц, чем в Румынии? 

«Мы достигли этапа подписания и ратификации соглашений и находимся на очень конкретных этапах реализации – разработке спецификаций для тендеров, - сообщила Немеренко. - …Предполагаемый срок ввода обоих объектов в эксплуатацию, – 2030 год… Полагаю, что строительство в одной из больниц может начаться в 2027 году. Участки уже определены и переданы в государственную собственность». 

Где взять врачей и оборудование для новых больниц? 

В Молдове 71 государственная больница, в том числе 34 районные, и в «Adevărul» недоумевают: зачем еще? 

Немеренко объясняет: высокотехнологичные услуги предоставляются только в Кишиневе, очереди большие, новые больницы «будут играть роль деконцентраторов и децентрализаторов сложных, узкоспециализированных медицинских услуг. В каждой больнице будет онкоцентр. 

Но откуда возьмутся врачи и оборудование для новых больниц – если их не хватает для уже существующих? 

«Ценности победили отсутствие ценностей»: медики перестали брать взятки… 

Главная задача министерства– борьба с коррупцией, считает министр: «В 2019 году я пришла в министерство и обнаружила, что система здравоохранения пронизана коррупцией: дела об «Insulina Strim», о закупке глюкометров CNAM, отправленных по почте, непрозрачное использование ресурсов медстрахования, закупки под пристальным вниманием NAC. Проводились обыски, имели место задержания… 

В 2021 году я снова обнаружила, что система не в лучшем состоянии, полностью истощена пандемией... Высокий уровень коррупции, нехватка оборудования, слабая инфраструктура, отсутствие эффективной коммуникации между медучреждениями, постоянные переброски пациентов из одного в другое… Пандемия сопровождалась полным истощением инфраструктуры и человеческих ресурсов. Персонал был измотан… Нам пришлось противостоять волне пандемии осенью и одновременно разрабатывать стратегии на будущее, сохраняя оптимизм». 

В 2019 году Немеренко, ссылаясь на данные ВОЗ, говорила, что 70 процентов расходов здравоохранения - наличные платежи, официальные и неофициальные. Что изменилось? 

По данным НБС о структуре расходов домохозяйств на здравоохранение, наибольшая часть расходов «из кармана» приходится на лекарства – 49 процентов, на расходные материалы – 22, итого 71 процент в 2013–2015 годах. По данным сети P4H, в 2022 году доля расходов «из кармана» в общих расходах на здравоохранение составила 31,7 процента. 

«Ситуация сильно изменилась, и пациенты часто сообщают, что у них не просили денег, им не ставили условий и, более того, врачи отказываются даже от простых знаков внимания, - вещает Немеренко из своей параллельной реальности. - Это колоссальные изменения, и подобные сообщения появляются все чаще. Когда вы кардинально меняете инфраструктуру и создаете хорошие условия труда, все лучшее в людях раскрывается. Ценности побеждают отсутствие ценностей…». 

… Но пациенты вконец обнаглели 

Во врачах проснулось все самое лучшее – но пациенты часто «не ценят эти усилия», «иногда ведут себя агрессивно…  каждый приходит со своими обидами, и напряженность неизбежна». 

Немеренко – почему-то через румынскую газету -  направила сообщение молдавским медикам, которые просят взятки. Она полагает, что система, созданная «хорошими людьми» постепенно отторгнет нехороших людей: «Коллективы, пациенты и коллеги больше не будут их принимать. Мне известны случаи, когда врачей вынуждали увольняться после того, как случаи взяточничества были выявлены и обсуждены на этических комитетах». 

Но почему нам такие случаи неизвестны? 

Подачки – больше миллиарда в год, бюджет дает до 200 миллионов 

Минздрав провел переоценку инвестиций и выяснил, что они достигли суммы в 3,8 миллиарда лей, вложенных за три года. То есть больше миллиарда в год, а бюджет дает всего около 65–200 миллионов. Все получено за счет пожертвований. Это позор, но не для Немеренко.  

В рекордные сроки обеспечили все больницы электрогенераторами, в том числе через Механизм гражданской защиты ЕС, сегодня их 205 разной мощности. За год получили 17 новых электрогенераторов и кислородные генераторы для каждой больницы, 14 компьютерных томографов, операционное оборудование, УЗИ, 209 новых машин скорой помощи за два года. 

При этом бюджетные деньги шли на закупку систем ПВО, которые не работают и никому не нужны, на один радар Ground Master 200 потратили около 14 миллионов евро, используется ли он - неизвестно. 

Отказались от «советских атавизмов» - и «коренным образом изменилось лечение пациентов с инсультом» 

И еще новости из параллельной реальности. Оказывается, крупные инвестиции сделаны в создание национальной сети инсультных центров (AVC), что «коренным образом изменило подход и видение лечения пациентов с инсультом». 

«Раньше таких пациентов забирали на машине скорой помощи и доставляли в районную больницу, где… врачи мало что могли сделать. Во всем мире применяются современные протоколы, такие, как тромболизис, который может спасти жизни при своевременном применении… 

Эти инсультные центры имеют важное значение и отражают глубокие изменения. По статистике примерно треть людей, перенесших инсульт, умирают в течение первых трех месяцев после госпитализации. Эти цифры вызывают тревогу… Требовалось оборудование, особенно компьютерный томограф… Поэтому мы сосредоточили эти ресурсы в центрах AVC, куда вложили значительные средства, в том числе в реабилитацию отделений интенсивной терапии. Мы создали субрегиональные опорные пункты, которые доставляют пациентов через службу скорой помощи из сел и регионов. 

Мы отказались от устаревшего представления о том, что пациента следует лечить только по месту жительства и в больнице по месту жительства, что является советским атавизмом… Изменения, внесенные в Единую программу обязательного медицинского страхования, позволяют пациентам обращаться туда, где, по их мнению, они получат наилучшую помощь». 

Две основные причины смертности: что делается 

Болезни системы кровообращения и опухоли – две основные причины смертности в РМ в 2024 году (75,3 процента). Что делается для снижения показателей? 

«Мы в позорной группе десяти последних стран мира с самым высоким уровнем смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно инсульта, и, надеюсь, выйдем из нее, - говорит Немеренко. - Каждый час в РМ регистрируется инсульт, каждые полтора часа от него кто-то умирает… Мы хотим сначала снизить смертность, а затем инвалидность…». 

Вы видите тут ответ на вопрос газеты? 

Про онкологию: «Мы вложили значительные средства в диагностику - мы хорошо оснастили районные больницы, региональные центры, больницы в Кишиневе, поскольку крайне важно вовремя поставить онкодиагноз… Создана национальная сеть из 12 кабинетов в 8 районах для улучшения доступа женщин к услугам кольпоскопии для раннего выявления предраковых заболеваний и рака шейки матки». 

Онкоинститут теперь оснащен «компьютерным томографом, магнитно-резонансным томографом, аппаратом брахитерапии, построен новый бункер, установлены два новых аппарата для лучевой терапии – линейные ускорители». 

«Сейчас мы закупаем еще один такой аппарат, и все это стоит сотни и сотни миллионов лей… Расширен доступ к инновационным химиотерапевтическим препаратам. Мы подписали соглашение о присоединении РМ к Глобальной платформе доступа к лекарственным средствам для лечения онкозаболеваний у детей, и с четвертого квартала у нас будет свободный доступ к этим препаратам». 

«Кризис медицинских кадров не является столь серьезным» 

 Министра спрашивают, как будет решаться проблема нехватки медиков, особенно в районных больницах. Алла Немеренко и тут настроена оптимистично: «Кризис медицинских кадров не является специфическим для нашей страны и не столь серьезным по сравнению с другими странами». 

То есть это нормально, что один врач-специалист обслуживает пациентов трех поликлиник? 

«По данным ВОЗ, к 2030 году система здравоохранения будет испытывать нехватку примерно 11 миллионов медсестер и врачей-специалистов… Однако по показателю количества врачей на 10 тысяч жителей дела у нас идут довольно неплохо. 

Например, в странах с высоким уровнем дохода средний показатель - 36 врачей, в странах Европы - 37,6, в ЕС – 34, в Молдове – 32,4. Разница очень незначительна. 

В Африке - 2,2 врача, а в Средиземноморье - 2,2 врача на 10 тысяч жителей. В странах с низким уровнем дохода - 11,6. В Турции – 21, в Японии – 26. У нас 32,4 врача, но если учесть частный сектор, то получится 55». 

А ничего, что врачи государственных больниц и врачи частных больниц – это одни и те же люди? 

Проблема, оказывается, не в нехватке врачей, а в их «неравномерном распределении по регионам и в нехватке специалистов в некоторых областях». 

«Например, семейная медицина сталкивается с дефицитом из-за естественного старения врачей и их выхода на пенсию. Условия труда в сельской местности тяжелые, а политика в области кадровых ресурсов и мотивации на протяжении многих лет не была последовательной и привлекательной… В то же время мы столкнулись с нехваткой врачей диагностической визуализации, которые могли бы работать на установленных томографах. Однако нет ни одной единицы неиспользуемого медоборудования или неподготовленного персонала. Там, где у нас не хватает врачей, мы привлекаем специалистов из Кишинева, которые оказывают помощь удаленно». 

Судмедэкспертов будет больше 

В 2021 году в 18 районах не было ни одного судмедэксперта, их подготовку не заказывали: «В прошлом году объявили о 10 местах в ординатуре по судебной медицине. Только в 11 районах нет судмедэкспертов, мы закрываем потребность за счет дублирования должностей. Осенью должно прибыть новое поколение выпускников». 

Сегодня молодой врач, принятый на работу по распределению, через 6 месяцев получает 120 тысяч лей, медсестра - 96 тысяч лей. Для врачей, которые завершат обучение через несколько лет, это пособие увеличено до 250 тысяч лей. Кроме того, компенсируются транспортные расходы, «каждый второй выпускник уезжает в села и районы». 

Как устраиваются молдавские врачи в Румынии 

«Вписаться в румынскую систему уже не так легко, поскольку возвращаются эмигранты, сложнее проводить процедуру эквивалентизации дипломов, кроме того, разница в зарплате не столь велика, и врачи теперь реже уезжают в Румынию».  

Смогут ли молдаване получать медицинскую помощь в странах ЕС 

Что нужно сделать для соответствия молдавской системы здравоохранения европейским стандартам? 

По правилам перемещения врачей и пациентов любой пациент за пределами страны происхождения должен получать качественную медпомощь в том месте, где произошел медицинский инцидент, сообщила министр. 

«В ходе проверки команда минздрава в Брюсселе получила многочисленные похвалы от европейских экспертов за высокий уровень подготовки… Более сложная задача, на мой взгляд, будет связана с введением Европейской карты медицинского страхования (EHIC), которая позволит нашим гражданам получать доступ к медицинским услугам в ЕС. Государства-члены, а также пациенты ЕС, смогут пользоваться медицинскими услугами в РМ, соответствующими европейским стандартам и, при определенных условиях, бесплатными». 

Хотят ли пациенты вступления в ЕС?

«Adevărul» спрашивает кишиневскую чиновницу, как пациенты отнесутся к вступлению РМ в ЕС. Немеренко уходит от ответа, туманно намекая на то, что все будет хорошо и «появятся финансовые ресурсы, которые позволят нам инвестировать еще больше», «по-настоящему преобразовать основные медицинские услуги». 

С одной стороны, мы будем гармонизировать национальные протоколы с европейскими и международными, с другой – будет более строгий контроль за врачами. 

«Не только в ЕС, но и в США, Канаде и других развитых странах каждый врач и медработник должен раз в пять лет проходить переаттестацию… К сожалению, в нашей стране такой системы пока нет, и это проблема. 

Переаттестация – это полная оценка работы, проделанной за предыдущие пять лет. Никто не исключается из системы, но будет обязанность пройти обучение и повысить квалификацию… Мы уже внесли важные изменения в законодательство и надеемся, что новый состав парламента одобрит их как часть основных требований для вступления в ЕС. Когда вы спросили меня о коррупции, вот одно из решений… периодическая переаттестация как для аккредитации медперсонала, так и для учреждений. И тогда министру не придется постоянно говорить о неформальных платежах». 

 Каким достижением министр гордится больше всего? Дала отпор России 

Во-первых, достижений больше, чем планировали. 

Во-вторых, удалось дать достойный отпор России, вылечив «множество» (?) беженцев. Россия виновата в том, что ухудшилась логистика поставки лекарств с Украины и с восточного рынка, выросли цены на лекарства и энергоносители. 

В-третьих, «мы не закрыли ни одной больницы» (навскидку: а больница в Липканах?). 

В-четвертых, «передали районные больницы из подчинения местных органов власти в ведение минздрава на благо жителей». 

«Теперь все в движении и дальше будет идти по намеченному пути, мы создали центры лечения инсультов, все они функционируют, что обещали, то и сделали… Но есть два основных условия: не менять проевропейский курс и поддерживать высокий темп работы министерства в следующем мандате». 

К теме центров лечения инсультов Немеренко в ходе интервью возвращалась несколько раз. При этом наши читатели пишут, что после инсульта пациентам предлагают встать в длинную очередь на реабилитацию, и остается только заплатить, чтобы спасти больного. Получается, что единственное достижение министра в том, что она принимает пожертвования и распределяет по больницам.    

«Политические атаки» и «грязные нападки» 

Все эпизоды критики и шесть вотумов недоверия от парламентской оппозиции министерства Немеренко назвала «политическими атаками» и «грязными нападками». 

«Большую часть времени я реагировала на критику нормально, и все это видели… Мне они не навредили».

Эпизодов, в которых она реагировала ненормально, министр не помнит. 

В финале Немеренко похвалилась тем, что трижды присягала «на верность и жертвенность Отечеству», и это было «не просто упражнение». Видимо, мечтает нарушить клятву в четвертый раз. 

Олег ВОЛКОВ

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Медицина становится всё более позорной, достаточно в поликлинику зайти, чтобы осознать это. По сути медленная деградация. Всех специалистов нет в каждой поликлинике как раньше, ищи по городу. Куча некомпетентных среди участковых, да и не только. Если надо реально сделать процедуру то всё платно, с полисом, но и то порой надо ждать несколько месяцев, так как "гранаты не той системы". Частные клиники просто сосут деньги из людей, без контроля со стороны государства на качество услуг и результаты.

  • x

    А зарплату ей пусть платят в Румынии.

  • x

    ГОТОВИТСЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА СВЯТУЮ МОЛДАВСКУЮ ЗЕМЛЮ ЧУЖЕРОДЦЕВ ЕС ЗАПАДА АМЕРИКИ. НЕДОПУСТИМ ЗАХВАТА ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ ЗАПАДОМ !!!

  • x

    Вот только вопрос: - Если население Молдовы уменьшилось вдвое, зачем строить новые больницы? Наверно потому, что только на стройках можно отмывать деньги.