Здоровье

Власти признали, что не могут бороться с дефицитом лекарств

22.09.2025, 07:00
{Власти признали, что не могут бороться с дефицитом лекарств} Молдавские Ведомости

В министерстве здравоохранения и агентстве лекарств и медицинских изделий наконец-то сообразили, что совместными усилиями им за несколько лет удалось развалить рынок лекарственных препаратов до такой степени, что в Молдове постоянно возникает дефицит в аптеках и больницах даже жизненно важных лекарств. И этот процесс нарастает.

Не нашли ничего лучшего, чем объявить виноватой в этом существовавшую много лет (и нормально до них работавшую) систему учета запасов лекарств на складах производителей и импортеров.

Решение проблемы решено найти в создании электронной системы учета запасов лекарств (SMeS). Поставщиков, аптечные сети и склады хотят обязать ежедневно передавать данные о наличии препаратов, чтобы предотвратить дефицит, который часто возникает якобы из-за отсутствия централизованного учета.

В пояснительной записке к проекту разработки SMeS говорится, что в Молдове наличие лекарств контролируют лишь фрагментарно, реагируя в основном на сигналы с рынка. Часто возникает дефицит, в том числе компенсируемых препаратов.

«Компетентные органы: министерство здравоохранения, национальная компания медицинского страхования и агентство лекарств и медицинских изделий не имеют данных в реальном времени о наличии лекарств на рынке. Из-за этого профилактика кризисов становится крайне сложной или невозможной, и власти узнают о проблемах с поставками лишь тогда, когда пациенты напрямую сообщают о нехватке препаратов», - сказано в документе.

По данным авторов проекта, в 2025 году уже было несколько случаев дефицита лекарств, у некоторых  нет аналогов. Среди них препараты для лечения сахарного диабета, астмы, хронической обструктивной болезни легких, артериальной гипертензии, эпилепсии, биполярного расстройства и других заболеваний.

Больше того, авторы документа сообщают, что иногда чиновники от медицины узнают о том, что в стране отсутствуют те или иные лекарства, из СМИ!

А начался этот беспорядок в 2022 году с началом войны на Украине. Тогда были зафиксированы перебои в поставках, и агентство лекарств и медицинских изделий внедрило механизм ежедневной ручной отчетности о запасах ключевых препаратов. Каждая компания назначила представителя, который ежедневно передавал в Excel-таблице данные о запасах критических лекарств.

«Из-за отсутствия IT-инфраструктуры, способной автоматически обрабатывать такие данные и выдавать предупреждения, вся нагрузка ложилась на специалистов, работающих с Excel-документами», - объясняют авторы проекта.

Может быть, разработчики проекта ищут виновных не там?

Рассмотрим ситуацию в фармацевтике, сложившуюся за последние четыре года.

Если в 2015 году в стране было разрешено к продаже около 7 000 наименований медикаментов, то к настоящему времени их число в государственном реестре лекарств сократилось примерно до 6100. Однако реально на полках в аптеках присутствует не более 2000.

В 2023 году начался исход из Молдовы крупных международных фармкомпаний. Тогда больше всего лекарств с рынка РМ вывели KRKA, Novo mesto – 22 препарата, GlaxoSmithKline Biologicals S.A. – 7, IPSENConsumer HealthCare – 7, TakedaAustria – 7, F. Hoffmann-La Roche, Ltd. – 6.

Номинальной причиной было указано «отсутствие коммерческого интереса». Что на самом деле означает чудовищные расценки на регистрацию и сертификацию лекарств у агентства лекарств и медицинских изделий и бюрократические проблемы при работе с этой организацией. Маленький рынок Республики Молдова просто не позволяет компенсировать эти затраты.

В то же время импортеры, работавшие с недорогими и качественными лекарствами из России и Белоруссии, почему-то резко перестали их завозить (наверное, по собственной инициативе, а не по команде сверху).

Параллельно, с помощью Украины был заблокирован самостоятельный импорт лекарств в Приднестровье (там расценки на регистрацию намного ниже, чем в правобережной Молдове). И теперь тамошние импортеры могут заводить только те препараты, которые зарегистрированы в Кишиневе.

Местное производство – это восемь фармацевтических предприятий, сертифицированных по международным стандартам Good Manufacturing Practice (GMP). Десять лет назад их было больше 20. В основном они изготавливают недорогие дженерики. В аптечной рознице на их долю приходится 8 процентов в денежном выражении, в физическом – 12 процентов. И они тоже жалуются на зарегулированность отрасли.

Общий объем фармацевтического рынка Молдовы, по данным за прошлый год, превышает 300 миллионов долларов.

Неуклюжие действия властей привели к тому, что на рынке возникла анархия, он начал разрушаться.

«На фармацевтическом рынке страны сложился дефицит лекарств, что ограничивает доступ пациентов к необходимым препаратам в соответствии с клиническими протоколами. Еще одна серьезная проблема - отсутствие предложений на госзакупках. Из общего числа позиций без предложений на тендерах 63 процента составляют жизненно важные лекарства», - заявляло министерство здравоохранения в 2023 году.

Тогда в качестве решения минздрав предложил масштабную реформу сектора и принятие нового закона о лекарствах, который «будет соответствовать строгим европейским стандартам и устранит недостатки ныне действующего 26-летнего закона».

«Подобная реформа поможет создать стабильную и предсказуемую правовую среду для фармацевтического сектора, что позволит компаниям работать по международным стандартам, а гражданам обеспечит доступ к качественным и безопасным медикаментам», - пообещали медицинские чиновники.

Однако с тех пор стало только хуже. И вот теперь – новая инициатива.

Для предотвращения дефицита и контроля запасов лекарств планируют создать информационную систему. Общие расходы на SMeS оценивают примерно в 10,3 миллиона лей, при этом значительную часть должна покрыть внешняя помощь, уже выпрошенная у Европы.

Почему это не будет работать?

В Молдове импортом лекарств занимаются частные компании. Среди них выделяют три, которые контролируют порядка 80-90 процентов всех поставок.

Ну, допустим, сообщат они в электронном виде (как сейчас делают на бумаге), что у них заканчиваются запасы, к примеру, инсулина. И что завозить его им стало невыгодно. «Отсутствует коммерческий интерес». И что предпримет минздрав? Погрозит им пальцем? Напомним, еще в 2023 году 63 процента тендеров на жизненно важные лекарства остались без предложений.

Автор статьи неоднократно сталкивался с тем, что в аптеках нет того или иного препарата. «Отсутствует на складе», - отвечает провизор. И что делать? «Ждите, когда будет поставка». Многие знакомые хранят у себя дома запасы на 6-12 месяцев тех лекарств, которые им жизненно необходимы. Как в военное время. Часть лекарств, которые отпускают без рецептов, приходится заказывать в Румынии или на Украине.

А чиновники уже готовятся «пилить» 10 миллионов, которые выделят на автоматизированную систему. Ведь, по сути, это будет бессмысленная трата государственных, кредитных или грантовых денег.

Нет, сама по себе такая система, безусловно, нужна. Хотя бы для того, чтобы знать, что происходит на лекарственном рынке. Однако поможет ли она справиться с дефицитом лекарств? Вряд ли, можно будет только предсказывать, что через некоторое время тот или иной препарат исчезнет в больницах и из аптек.

То есть минздрав и его подчиненные подразделения демонстрируют кипучую деятельность вместо того, чтобы искать реальные способы решения проблемы.

Вспоминается анекдот из советского прошлого. Назначили по блату директором совхоза «хорошего человека». При этом – абсолютно некомпетентного. Приходит к нему зоотехник: «Коровы мычат, есть просят». «Покрасьте стены коровника в зеленый цвет». Опять приходит: «Все равно мычат». «Перекрасьте в желтый». Заходит зоотехник на следующий день: «Сдохли коровы». - «Жаль! У меня еще столько хороших идей было!».

Олег ЛУКАШЕВИЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии